ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ  ПРОГРАММА
«БАСКЕТБОЛ»
Физкультурно-спортивной направленности
Возраст обучающихся – 8-18 лет
Срок реализации – 9 лет
п.Никель
2015г.
 
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Настоящая программа предназначена для подготовки баскетболистов в спортивно оздоровительных группах, группах начальной подготовки, учебно-тренировочных группах, которые организуются в ДЮСШ. 
Данная Программа составлена на основании примерной Программы спортивной подготовки для детско-юношеских школ, специализированных детско-юношеских школ олимпийского резерва «Баскетбол». ( этапы: спортивно-оздоровительный, начальной подготовки, учебно-тренировочный).- М.: Советский спорт, 2007. 
Программа служит основным документом для эффективного построения многолетней подготовки резервов квалифицированных баскетболистов и содействия успешному решению задач физического воспитания детей школьного возраста. В данной программе представлено содержание работы в ДЮСШ на трех этапах: 1 - спортивно-оздоровительном, 2 - начальной подготовки, З - учебно-тренировочном. 
Нормативная часть программы определяет задачи деятельности спортивных школ, режим учебно-тренировочной работы, основные требования по физической, технической и спортивной подготовке, условия зачисления в спортивную школу и перевода занимающихся на последующие года обучения этапов многолетней подготовки. 
В программе представлены основные разделы спортивной подготовки баскетболистов, изложенные на основе новейших данных в области теории спорта баскетбол. В методической части настоящей программы раскрываются характерные черты многолетней подготовки юных спортсменов как единого непрерывного процесса. Рекомендуемая преимущественная направленность тренировочного процесса по годам обучения определяется с учетом благоприятных фаз возрастного развития физических качеств. Представлен учебный план по годам подготовки и приводятся допустимые тренировочные нагрузки. Для каждого этапа многолетней подготовки приводятся основные тренировочные средства, основной материал по теоретической подготовке и воспитательной работе. 
Задачи программы: 
Спортивно-оздоровительный этап: 
укрепления здоровья; 
улучшения физического развития; 
приобретения разносторонней физической подготовленности; 
привитие стойкого интереса к занятиям баскетболом; 
воспитание черт спортивного характера; 
овладение основами техники игры в баскетбол; 
приобретение навыков гигиены, самоконтроля.
Этап начальной подготовки: 
укрепления здоровья; 
привитие стойкого интереса к занятиям баскетболом; 
приобретение разносторонней физической подготовленности на базе применения упражнений из различных видов спорта; 
овладение основами техники игры в баскетбол;
формирование норм общественного поведения. 
Учебно-тренировочный этап: 
укрепление здоровья;
повышение разносторонней физической и функциональной подготовленности; 
углубленное изучение технических и тактических действий игры в баскетбол;
приобретение соревновательного опыта; 
освоение допустимых тренировочных нагрузок при повышении функциональной подготовленности. 
Возраст детей, участвующих в реализации данной дополнительной программы: 
спортивно-оздоровительный этап - 8-18 лет; 
этап начальной подготовки - 8-11 лет; 
учебно-тренировочный этап - 12- 18лет. 
Продолжительность реализации данной дополнительной программы: 
спортивно-оздоровительный - 1 год; 
этап начальной подготовки - 3 года; 
учебно-тренировочный этап - 5лет. 
Формы и режим занятий:
Основными формами учебно-тренировочных работы являются: групповые занятия, яндивидуальные занятия, участия в соревнованиях различного уровня, теоретические занятия, занятия в условиях спортивно-оздоровительного лагеря, учебно-тренировочного сбора, медико-восстановительные мероприятия. Спортсмены старших возрастных групп должны привлекаться для судейства соревнований и проведения отдельных частей тренировочных занятий.
Недельный режим учебно-тренировочной работы является максимальным и установлен в зависимости от периода и задач подготовки. Общегодовой объем учебно-тренировочного работы, предусмотренный указанными режимами начиная с учебно-тренировочного этапа подготовки, может быть сокращен не более чем на 25%. Для групп начальной подготовки продолжительность академического часа может быть сокращена и составлять 30-40 минут. 
Продолжительность одного занятия не должна превышать: 
в спортивно-оздоровительных группах и группах начальной подготовки 2-х часов; 
в учебно-тренировочных группах 3-х часов; 
в учебно-тренировочных группах пятого года обучения, где нагрузка составляет 20 часов в неделю, 4-х часов, при двухразовых тренировках в день - 2-х часов. 
Ожидаемые результаты и способы определения их результативности
Основными критериями оценки занимающихся на спортивно-оздоровительном этапе являются регулярность посещения занятий, положительная динамика развития физических качеств занимающихся, уровень освоения теоретических знаний и умений по основам физической культуры и спорта, гигиены и самоконтроля, отсутствие медицинских противопоказаний для занятий. 
Основными критериями оценки занимающихся на подготовительном этапе являются регулярность посещения занятий, выполнение контрольных нормативов по общей и специальной физической подготовленности, освоение объемов тренировочных нагрузок в соответствии с программными требованиями, освоение теоретического раздела программы, отсутствие медицинских противопоказаний для занятий. Зачисление в учебно-тренировочные группы производится по результатам контрольных испытаний. 
Критерием оценки занимающихся на учебно-тренировочном этапе являются состояние здоровья, уровень общей и специальной физической подготовленности, спортивно-технические показатели, освоение объемов тренировочных нагрузок в соответствии с программными требованиями, освоение теоретического раздела программы. 
Основной формой подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы и ее эффективность на каждом этапе подготовки являются выполнение контрольных нормативов, свойственных данному этапу обучения, а также участие в соревнованиях и показанный результат.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Таблица 1.
Численный состав занимающихся, максимальный объем учебно-тренировочной работы и требования по технико-тактической, физической и спортивной подготовке.
 
Таблица 2.
Учебный план на 39 календарных недель учебно-тренировочной и соревновательной деятельности ( в часах).
 
Таблица 3.
Контрольные нормативы для зачисления на учебно-тренировочный этап
Таблица 4.
Контрольно-переводные нормативы по физической подготовке по годам обучения (юноши).
Для спортивно-оздоровительного этапа содержание контрольных испытаний формируется на основе таблицы 8 и 9. Основной критерий – повышение результата к концу учебного года по сравнению с результатами в начале года. 
Таблица 5.
Контрольно-переводные нормативы по физической подготовке по годам обучения (девушки).
Для спортивно-оздоровительного этапа содержание контрольных испытаний формируется на основе таблицы 8 и 9. Основной критерий – повышение результата к концу учебного года по сравнению с результатами в начале года. 
Таблица 6.
Показатели соревновательной нагрузки в годичном цикле 
(количество встреч – игр).
 
Таблица 7.
Примерные сенситивные (благоприятные) периоды развития 
двигательных качеств.
Таблица 8.
Контрольные нормативы по физической подготовке.
Таблица 9.
Контрольные нормативы по технической подготовке.
* М - мальчики
Д - девочки
СОДЕРЖАНИЕ ИЗУЧАЕМОГО КУРСА
На протяжении всего периода обучения баскетболисты проходят обучение в течении года. Общая направленность многолетней подготовки юных спортсменов следующая: 
обучение приемам игры и тактическим действиям на базе роста физических и психических возможностей; 
планомерное прибавление вариативности выполнения приемов игры и широты взаимодействий с партнерами; 
применение общеподготовительных средств при обучении игры; 
увеличение упражнений в процессе подготовки; 
использование восстановительных мероприятий для поддержания необходимой работоспособности и сохранения здоровья юных баскетболистов. 
В течении всего периода обучения игры в баскетбол присутствуют все виды подготовки, их соотношение и формы регулируются педагогом дополнительного образования. 
Общий подход к распределению нагрузки различной направленности в течении всего периода обучения заключается в примерном равенстве количества часов, отводимых на физическую подготовку (совместно общую и специальную), технико-тактическую (совместно техническую и тактическую) и игровую (игровую во время тренировки, контрольные игры). 
МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ
Физическая подготовка.
Общеподготовительные упражнения 
Строевые упражнения. Шеренга, колонна, фланг, интервал, дистанция. Перестроения: в одну, две шеренги, в колонну по одному, по два. Сомкнутый и разомкнутый строй. Виды размыкания. Построение, выравнивание строя, расчет по строю, повороты на месте. Переход на ходьбу и бег, на шаг. Остановка. Изменение скорости движения строя. 
Упражнения для рук и плечевого пояса. Из различных исходных положений (в основной стойке, на коленях, сидя, лежа) - сгибание и разгибание рук, вращения, махи, отведение и приведение, рывки одновременно обеими руками и разновременно, то же во время ходьбы и бега. 
Упражнения для ног. Поднимание на носки; сгибание ног в тазобедренных суставах; приседания; отведения; приведения и махи ногой в переднем, заднем и боковом направлениях; выпады, пружинистые покачивания в выпаде; подскоки из различных исходных положений ног (вместе, на ширине плеч, одна впереди другой и т.п.); сгибание и разгибание ног в смешанных висах и упорах; прыжки.
Упражнения для шеи и туловища. Наклоны, вращения, повороты головы; наклоны туловища, круговые вращения туловищем, повороты туловища, поднимание прямых и согнутых ног в положении лежа на спине; из положения лежа на спине переход в положение сидя; смешанные упоры в положении лицом и спиной вниз; угол из исходного положения лежа, сидя и в положении виса; различные сочетания этих движений. – 
Упражнения для всех групп мышц. Могут выполняться с короткой и длинной скакалкой, гантелями, набивными мячами, мешочками с песком, резиновыми амортизаторами, палками, со штангой (для юношей). 
Упражнения для развития силы. Упражнения с преодолением собственного веса: подтягивание из виса, отжимание в упоре, приседания на одной и двух ногах. Перетягивание каната. Упражнения на гимнастической стенке. Упражнения с набивными мячами. 
Упражнения для развития быстроты. Повторный бег по дистанции от 30 до 100 м со старта и с ходу с максимальной скоростью. Бег по наклонной плоскости вниз. Бег за лидером (велосипедист, более быстрый спортсмен). Выполнения общеразвивающих упражнений в максимальном темпе. 
Упражнения для развития гибкости. Общеразвивающие упражнения с широкой амплитудой движения. Упражнения с помощью партнера (пассивные наклоны, отведения ног, рук до предела, мост, шпагат). Упражнения с гимнастической палкой или сложенной вчетверо скакалкой: наклоны и повороты туловища с различными положениями предметов (вверх, вперед, вниз, за голову, на спину); перешагивание и перепрыгивание, «выкруты» и круги. Упражнения на гимнастической стенке, гимнастической скамейке. – 
Упражнения для развития ловкости. Разнонаправленные движения рук и ног. Кувырки вперед, назад, в стороны с места, с разбега и с прыжка. Перевороты вперед, в стороны, назад. Стойки на голове, руках и лопатках. Прыжки опорные через козла, коня. Прыжки с подкидного мостика. Упражнения в равновесии на гимнастической скамейке, бревне. Жонглирование двумя-тремя теннисными мячами. Метание мячей в подвижную и неподвижную цель. Метание после кувырков, поворотов. 
Упражнения типа «полоса препятствий»: с перелезанием, пролезанием, перепрыгиванием, кувырками, с различными перемещениями, переноской нескольких предметов одновременно (четырех баскетбольных мячей), ловлей и метанием мячей. Игра в мини-футбол, в волейбол. 
Упражнения для развития скоростно-силовых качеств. Прыжки в высоту через препятствия, планку, в длину с места, многократные прыжки с ноги на ногу, на двух ногах. Перепрыгивание предметов (скамеек, мячей и др.), «чехарда». Прыжки в глубину. Бег и прыжки по лестнице вверх и вниз. 
Упражнения для развития общей выносливости. Бег равномерный и переменный на 500, 800, 1000 м. с учетом и без учета времени.
 
Специально подготовительные упражнения
Упражнения для развития быстроты движения и прыгучести. Ускорения, рывки на отрезках от 3 до 40 м из различных положений (сидя, стоя, лежа) лицом, боком и спиной вперед. Бег с максимальной частотой шагов на месте и перемещаясь. Рывки по зрительно. воспринимаемым сигналам: вдогонку за партнером, в соревновании с партнером за овладение мячом, за летящим мячом с задачей поймать его. Бег за лидером без смены и со сменой направления (зигзагом, лицом и спиной вперед, челночный бег, с поворотом). Бег на короткие отрезки с прыжками в конце, середине, начале дистанции. Прыжки в глубину с последующим выпрыгиванием вверх (одиночные, сериями). Многократные прыжки с ноги на ногу (на дальность при определенном количестве прыжков; на количество прыжков при определенном отрезке от 10 до 50 м). Прыжки на одной ноге на месте и в движении без подтягивания и с подтягиванием бедра толчковой ноги. Прыжки в стороны (одиночные и сериями) на месте через «канавку» и продвигаясь вперед, назад. 
Упражнения для развития качеств, необходимых для выполнения броска. Сгибание и разгибание рук в лучезапястных суставах и круговые движения кистями. Отталкивание от стены ладонями и пальцами одновременно и попеременно правой и левой рукой. Передвижение в упоре на руках по кругу (вправо и влево), носки ног на месте. Передвижение на руках в упоре лежа, ноги за голеностопные суставы удерживает партнер. Из упора лежа «подпрыгнуть» одновременно толкаясь руками и ногами, сделать хлопок руками. Упражнения для кистей рук с гантёлями, булавами, кистевыми эспандерами, теннисными мячами (сжимание). Метание мячей различного веса и объема (теннисного, хоккейного, мужского и женского баскетбольного набивного мяча весом 1-5 кг) на точность, дальность, быстроту. Броски мячей через волейбольную сетку, через веревочку на точность попадания. Падение на руки вперед, в стороны с места и е прыжка.  
Упражнения для развития игровой ловкости. Подбрасывание и ловля мяча в ходьбе и беге, после поворота, кувырков, падения. Ловля мяча после кувырка с попаданием в цель. Метание теннисного и баскетбольного мяча во внезапно появившуюся цель. Броски мяча в стену (батут) с последующей ловлей. Ловля мяча от стены (батута) после поворота, приседа, прыжка, перехода в положение сидя. Прыжки вперед и вверх с подкидного мостика с выполнением различных действий с мячом и без мяча в фазе полета (сохранить вертикальное положение туловища). Ведение мяча с ударом о скамейку; ведение с ударами в пол, передвигаясь по скамейке, ведение с перепрыгиванием препятствий. Ведение одновременно правой и левой рукой двух мячей, со сменой рук.
Ведение мяча с одновременным выбиванием мяча у партнера. Комбинированные упражнения, состоящие из бега, прыжков, ловли, передави, бросков, ведения с предельной интенсивностью. Бег с различной частотой шагов, аритмичный бег по разметкам с точной постановкой ступки (наступая на разметки, ставя ступни точно у линии). 
Упражнения для развития выносливости. Многократные повторения упражнений в беге, прыжках, технико-тактических упражнениях с разливной интенсивностью и различной продолжительностью работы и отдыха. Игры учебные. 
 
Психологическая подготовка
 Психологическая подготовка юных спортсменов состоит из общепсихологической  подготовки (круглогодичной), психологической подготовки к соревнованиям и управления нервно-психическим восстановлением спортсменов. 
Общая психологическая подготовка предусматривает формирование личности спортсмена и межличностных отношений, развитие спортивного интеллекта, специализированных психических функций и психомоторных качеств. 
Психологическая подготовка к соревнованиям состоит из двух разделов: общая психологическая подготовка к соревнованиям, которая проводится в течение всего года, и специальная психическая подготовка к выступлению на конкретных соревнованиях. 
Воспитательная работа 
Личностное развитие детей - одна из основных задач учреждений дополнительного образования. Высокий профессионализм педагога способствует формированию у ребенка способности выстраивать свою жизнь в границах достойной жизни достойного человека. 
На протяжении многолетней спортивной подготовки тренер формирует у занимающихся прежде всего патриотизм, нравственные качества (честность, доброжелательность, самообладание, дисциплинированность, терпимость, коллективизм) в сочетании с волевыми (настойчивость, аккуратность, трудолюбие). 
Воспитательные средства: 
личный пример и педагогическое мастерство тренера; 
высокая организация учебно-тренировочного процесса; 
атмосфера трудолюбия, взаимопомощи, творчества; 
дружный коллектив; 
система морального стимулирования; 
наставничество опытных спортсменов.
Важное место в воспитательной работе должно отводиться соревнованиям. Кроме воспитания у учеников понятия об общечеловеческих ценностях, необходимо серьезное внимание обратить на этику спортивной борьбы на площадке и вне ее. Перед соревнованиями необходимо настраивать игроков не только на достижение победы, но и на проявление в поединке морально-волевых качеств. Соревнования могут быть средством контроля за успешностью воспитательной работы в команде. 
Контроль в процессе подготовки 
Важнейшей функцией управления наряду с планированием является контроль, определяющий эффективность учебно-тренировочной работы с баскетболистами на всем этапе многолетней подготовки. В процессе учебно-тренировочной работы систематически ведется учет подготовленности путем: 
текущей оценки усвоения изучаемого материала; 
оценки результатов в сдаче контрольных нормативов и индивидуальных игровых показателей; 
выполнения упражнений по общей и специальной физической подготовке, для чего организуются внутришкольные соревнования. 
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Баскетбол. Учебник для вузов физической культуры под редакцией Ю.М.Портнова, - Москва, 1997. 
2. Баскетбол Л.В.Костикова Азбука спорта, Москва, ФиС, 2001. 
З. Баскетбол. Поурочная учебная программа под редакцией для Детско-юношеских спортивных школ и школ олимпийского резерва, под редакцией Ю.Д.Железняка, М., 1984. 
4. Программа дисциплины «Теория и методика баскетбола» (для вузов физической культуры под редакцией Ю.М.Портнова), М., 2004. 
5. Спортивные игры. Учебник для вузов. Том 1 (под редакцией Ю.Д.Железяка, Ю.М.Портнова), М., издательство Центр академия, 2002. 
6. Спортивные игры. Учебник для вузов. Том 2 (под редакцией Ю.Д.Железяка, Ю.М.Портнова), М., издательство Центр академия, 2004. 
7. Примерные программы спортивной подготовки для детско-юношеских спортивных школ, специализированных детско-юношеских школ олимпийского резерва «Баскетбол», М., издательство Советский спорт, 2007.

 

 

footer links
footer links
footer links
footer links