ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ  ПРОГРАММА
«ФУТБОЛ»
Физкультурно-спортивной направленности
Возраст обучающихся – 8-18 лет
Срок реализации – 9 лет
п. Никель
2015г.
Пояснительная записка
Настоящая программа предназначена для подготовки футболистов в спортивно-оздоровительных группах, группах начальной подготовки, учебно-тренировочных группах, которые организуются в ДЮСШ. Данная Программа составлена на основе программы и методических рекомендаций для учебно-тренировочной работы в спортивных школах ,подготовлена Российским футбольным союзом под общей редакцией тренера-методиста Хомутского В.С. Программы спортивной подготовки для детско-юношеских школ, специализированных детско-юношеских школ олимпийского резерва ( этапы: спортивно-оздоровительный, начальной подготовки, учебно-тренировочный). 
Программа служит основным документом для эффективного построения многолетней подготовки резервов квалифицированных футболистов и содействия успешному решению задач физического воспитания детей школьного возраста. В данной программе представлено содержание работы в ДЮСШ на трех этапах: 
спортивно-оздоровительном, 
начальной подготовки, 
учебно-тренировочном. 
Нормативная часть программы определяет задачи деятельности спортивных школ, режим учебно-тренировочной работы, основные требования по физической, технической и спортивной подготовке, условия зачисления в спортивную школу и перевода занимающихся на последующие года обучения этапов многолетней подготовки. 
В методической части настоящей программы раскрываются характерные черты многолетней подготовки юных спортсменов как единого непрерывного процесса. Рекомендуемая преимущественная направленность тренировочного процесса по годам обучения определяется с учетом благоприятных фаз возрастного развития физических качеств. Представлен учебный план по годам подготовки и приводятся допустимые тренировочные нагрузки. Для каждого этапа многолетней подготовки приводятся основные тренировочные средства, основной материал по теоретической подготовке и воспитательной работе. 
Задачи программы: 
Спортивно-оздоровительный этап: 
укрепление здоровья; 
улучшения физического развития; 
приобретения разносторонней физической подготовленности; 
привитие стойкого интереса к занятиям футболом; 
воспитание черт спортивного характера; 
овладение основами техники игры в футбол; 
приобретение навыков гигиены, самоконтроля. 
Этап начальной подготовки: 
укрепление здоровья; 
привитие стойкого интереса к занятиям футболом; 
приобретение разносторонней физической подготовленности на базе применения упражнений из различных видов спорта; 
овладение основами техники игры в футбол; 
формирование норм общественного поведения. 
Учебно-тренировочный этап: 
укрепление здоровья;  
повышение разносторонней физической и функциональной подготовленности; 
углубленное изучение технических и тактических действий игры в футбол;
приобретение соревновательного опыта; 
освоение допустимых тренировочных нагрузок при повышении функциональной подготовленности.
Возраст детей, участвующих в реализации данной дополнительной программы: 
спортивно-оздоровительный этап - 8-18 лет; 
этап начальной подготовки - 8-11 лет; 
учебно-тренировочный этап - 11- 18лет. 
Продолжительность реализации данной дополнительной программы: 
спортивно-оздоровительный - 1год; 
этап начальной подготовки – 3 года; 
учебно-тренировочный этап - 5лет. 
Формы и режим занятий: 
Основными формами учебно-тренировочных работ являются: групповые занятия, индивидуальные занятия, участия в соревнованиях различного уровня, теоретические занятия, занятия в условиях спортивно-оздоровительного лагеря, учебно-тренировочного сбора, медико-восстановительные мероприятия. Спортсмены старших возрастных групп должны привлекаться для судейства соревнований и проведения отдельных частей тренировочных занятий. Недельный режим учебно-тренировочной работы является максимальным и установлен в зависимости от периода и задач подготовки. Общегодовой объем учебно-тренировочного работы, предусмотренный указанными режимами начиная с учебно-тренировочного этапа подготовки, может быть сокращен не более чем на 25%. Для групп начальной подготовки продолжительность академического часа может быть сокращена и составлять 30-40 минут. 
Продолжительность одного занятия не должна превышать: 
в спортивно-оздоровительных группах и группах начальной подготовки 2-х часов; 
в учебно-тренировочных группах 3-х часов; 
в учебно-тренировочных группах пятого года обучения, где нагрузка составляет 20 часов в неделю, 4-к часов; при двухразовых тренировках в день - 2-х часов. 
Ожидаемые результаты и способы определения их результативности 
Основными критериями оценки занимающихся на спортивно-оздоровительном этапе являются регулярность посещения занятий, положительная динамика развития физических качеств занимающихся, уровень освоения теоретических знаний и умений по основам физической культуры и спорта, гигиены и самоконтроля, отсутствие медицинских противопоказаний для занятий. 
Основными критериями оценки занимающихся на подготовительном этапе являются регулярность посещения занятий, выполнение контрольных нормативов по общей и специальной физической подготовленности, освоение объемов тренировочных нагрузок в соответствии с программными требованиями, освоение теоретического раздела программы, отсутствие медицинских противопоказаний для занятий. Зачисление в учебно-тренировочные группы производится по результатам контрольных испытаний. Критерием оценки занимающихся на учебно-тренировочном этапе являются состояние здоровья, уровень общей и специальной физической подготовленности, спортивно-технические показатели, освоение объемов тренировочных нагрузок в соответствии с программными требованиями, освоение теоретического раздела программы. 
Основной формой подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы и ее эффективность на каждом этапе подготовки являются выполнение контрольных нормативов, свойственных данному этапу обучения , а также участие в соревнованиях и показанный результат.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Учебно-тематический план содержит основные требования по возрасту, численному составу занимающихся, объему учебно-тренировочной работы, по технико-тактической, физической и спортивной подготовке. 
Спортивно-оздоровительный этап (СО). Это форма работы охватывает всех желающих, основная задача -укрепление здоровья, физического развития и подготовленности, воспитание личностных качеств, освоение и совершенствование жизненно важных двигательных навыков, основ спортивной техники в процессе регулярных многолетних физкультурно-спортивных занятий. 
Этап начальной подготовки (НП). На этапе начальной подготовки зачисляются дети, желающие заниматься футболом и имеющие разрешение врача-педиатра. На этапе начальной подготовки осуществляется физкультурно-оздоровительная и воспитательная работа, направленная на разностороннюю физическую подготовку и овладения основами техники футбола, выполнение контрольных нормативов для зачисления на учебно-тренировочный этап подготовки. 
Учебно-тренировочный этап (УТ). Этап формируется на конкурсной основе из здоровых или практически здоровых учащихся, прошедших необходимую подготовку одного года и выполнивших приемные нормативы по общей физической и специальной подготовке. Перевод по годам обучения на этом этапе осуществляется при условии выполнения учащимися контрольно-переводных нормативов по общей физической и специальной подготовке.
Таблица 1. 
Численный состав занимающихся, максимальный объем учебно-тренировочной работы и требования по технико-тактической, физической и спортивной подготовке.
Таблица 2.
Учебный план на 39 календарных недель учебно-тренировочной и соревновательной деятельности ( в часах).
Таблица 3.
Контрольные нормативы для зачисления в группы начальной подготовки
 
Таблица 4
Контрольно-переводные нормативы по физической подготовке по годам обучения
Таблица 5
Показатели соревновательной нагрузки в годичном цикле 
Таблица 6.
Примерные сенситивные (благоприятные) периоды развития 
двигательных качеств.
СОДЕРЖАНИЕ ИЗУЧАЕМОГО КУРСА
Организация учебно-тренировочного процесса в ДIОСШ осуществляется на основе современной методики обучения и тренировки, освоения юными спортсменами тренировочных и соревновательных нагрузок, достижения ими разностороннего физического развития. 
Решение задач, поставленных перед тренерами-преподавателями по футболу, предусматривает выполнение учебного плана, проведение переводных контрольных нормативов, систематическое проведение практических и теоретических занятий, регулярное участие и соревнованиях и играх, прохождение инструкторской и судейской практики, организацию систематической воспитательной работы, привитие юным футболистам навыков соблюдения спортивной этики, дисциплины. 
1.Вводное занятие. Правила поведения и техника безопасности на занятиях. 
2. Краткие исторические сведения о развитии футбола в СССР, России и мире. Футбол в программе Олимпийских игр. Чемпионаты России, Европы, мира. 
З. Гигиена юного спортсмена. Гигиена, закаливание, режим дня, врачебный контроль и самоконтроль юного спортсмена. Оказание первой помощи при травмах. Понятие об утомлении, восстановлении, тренированности. Самоконтроль и ведение дневника. 
4. Основы техники футбола. Под техникой футбола понимается совокупность, специальных приёмов, применяемых в игре для достижения поставленной цели. Они подразделяются на две основные группы: технические приёмы, выполняемые без мяча, то есть перемещения игроков и технические приёмы владения мячом. 
5.Общая физическая подготовка. Направлена на укрепление здоровья, закаливание, развитие разносторонних физических способностей, повышение работоспособности организма занимающихся. Основными средствами общей физической подготовки служат прежде всего общеразвивающие упражнения с предметами и без предметов, 
6. Специальная физическая подготовка. Основана на базе общей, достаточно высокой физической подготовленности учащихся. Она предполагает развитие таких физических качеств, специфических качеств, как сила, быстрота, выносливость, ловкость и гибкость. Главная задача специальной физической подготовки - улучшение деятельности всех систем организма занимающихся, необходимых для совершенствования игровых двигательных навыков и умений, являющихся ведущими звеньями основных технических вариантов в атаке и обороне. 
7. Технико-тактическая подготовка. Под техникой футбола понимается совокупность специальных приёмов, применяемых в игре для достижения поставленной цели. Обучение технике: 
техника игры без мяча; 
техника игры с мячом. 
Под тактикой футбола понимается наиболее целесообразные индивидуальные, групповые и командные игровые функции, основанные на активном и творческом отношении к игре. Обучение тактике: 
рассказ и демонстрация на макете или схеме; 
разучивание схемы действий непосредственно на площадке с пассивным соперником или же предполагаемым противником. 
8. Соревнования. Правила проведения соревнований по футболу. Права и обязанности участников соревнований. Правила игры в футбол. Участие в соревнованиях различного уровня. 
9. Контрольные упражнения - сдача контрольных нормативов по общей физической и специальной физической подготовке. 
МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ
Спортивная школа организует работу с обучающимися в течение всего календарного года. Учебный год начинается 1 сентября и заканчивается 31 мая. Годовой объём работы определяется из расчета недельного режима работы для данной группы на 39 недель. 
Расписание занятий (тренировок) составляется администрацией спортивной школы по представлению тренера-преподавателя в целях установления более благоприятного режима тренировок, отдыха занимающихся, обучения их в общеобразовательных и других учреждениях. 
Штатное расписание спортивной школы определяется самостоятельно в зависимости от целей и задач, финансовых возможностей, с учетом квалификации работников, определяемой на основе тарифно-квалификационных характеристик, утвержденных для работников физической культуры и спорта. 
Учебный курс включает теоретические и практические занятия. На теоретических занятиях обучающиеся получают необходимые знания по истории развития футбола основах гигиены, самоконтроле и врачебном контроле, организации соревнований. На практических занятиях приобретаются и совершенствуются навыки техники и тактики игры в футбол. Каждое тренировочное занятие разделено на четыре части: 
Организационная 
Вводная 
Основная 
Заключительная 
Организационная часть включает подготовку инвентаря, одежды, построение и выход на спортивную площадку. 
Вводная часть включает объявление целей и задач занятия, подготовку занимающихся к основной части занятия. 
Основная часть включает в себя изучение техники и тактики игры в футбол, развитие и совершенствование необходимых физических качеств.
Заключительная часть включает восстанавливающие упражнения, приводящие организм в обычное состояние. 
Организационная часть должна быть короткой. Большая часть времени отводится на основную часть. В основной части применяются различные средства обучения. В заключительной части выполняются дыхательные упражнения и упражнения на расслабление. 
В течение учебного года тренировки проводятся следующим образок: 
в осенний период проводятся беговые, силовые, прыжковые занятия, бег малой и средней интенсивности, работа с мячом как индивидуально, так и в группах, проводятся учебные тренировочные игры 
в зимний период проводится по физической подготовке, работая над техникой и тактикой игры. Участие группы в двусторонних играх, товарищеских матчах. Занятия в бассейне; 
в весенний период занятия из зала постепенно переносятся на свежий воздух. Продолжаются занятия над совершенствованием, индивидуальной и командной игры. Проводятся занятия скоростно-силового характера. Проводится больше двусторонних игр, участие в соревнованиях; 
на летний период учащимся даются индивидуальные задания. И по возможности во время выезда в отпуск с родителями, принимать участие в соревнованиях команд. 
Организуя тренировочный процесс необходимо помнить о том, что:
двигательные действия должны соответствовать возрасту и физической подготовленности учащихся; 
должны учитываться величина нагрузки, интервалы отдыха, интенсивность выполнения упражнения: 
должен быть обеспечен медицинский контроль; 
должны быть соблюдены санитарно-гигиенические требования. 
В обучении применяются объяснение и квалифицированный показ, наглядные пособия и технические средства обучения. Для исправления ошибок техники владения мячом и передвижения спортсменов нужно применять видеокамеры и 1УГГ проигрыватели с видеоизображением. 
Особое внимание в тренировочном процессе обращается на проявление у детей самостоятельности, решительности, целеустремлённости, способности мобилизоваться в ходе соревнования, проявлять активность и упорство в спортивной борьбе, принимать нестандартные решения. Учитывается также спортивное трудолюбие занимающихся, их заинтересованность в успехе на тренировочных занятиях и соревнованиях. Для воспитания чувства патриотизма и любви к Родине обязательно использовать групповые просмотры участия российских спортсменов во всех турнирах и чемпионатах с обязательным анализом технического и тактического мастерства спортсменов. 
Список литературы
1.Примерные типовые программы для системы дополнительного образования детей: детско-юношеских спортивных школ, специализированных детско-юношеских школ олимпийского резерва под общей редакцией тренера-методиста Хомутовского В.С.
2. Спортшкола в школе. М.Г. Наменцер. 
3. А.Д. Брейкин. Футбол в коллективах. 
4. Аркад Ганади. Техника футбола. 
5. Аркад Ганади. Тактика футбола. 
6. C.Н. Андреев, З.Г. Алаев. Мини-футбол в школе. 
7. Основы управления подготовкой юных спортсменов. Под общей редакцией профессора М.Я. Набатниковой. Москва. Изд. «Физкультура и спорт» 
8. В.П. Зотов. Восстановление работоспособности в спорте. Киев. «Здоровья». 9. Журнал Футбол» 2005 - 2009 год.