ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ  ПРОГРАММА
«ЛЫЖНЫЕ ГОНКИ»
Физкультурно-спортивной направленности
Возраст обучающихся – 9-18 лет
Срок реализации – 8 лет
п.Никель
2015г.
 
Пояснительная записка
Настоящая программа направлена на подготовку лыжников в спортивно-оздоровительных (СО) группах, в группах начальной подготовки (НП) и учебно-тренировочных (УТ) группах, которые организуются в ДЮСШ. 
Настоящая Программа разработана на основании Программы для системы дополнительного образования детей: детско-юношеских спортивных школ, специализированных детско-юношеских школ олимпийского резерва. «Лыжные гонки.» М.:Советский спорт, 2005. 
Нормативная часть программы определяет задачи деятельности спортивных школ, режимы учебно-тренировочной работы, основные требования по физической, технической и спортивной подготовке, условия зачисления в спортивную школу и перевода занимающихся на последующие года обучения этапов многолетней подготовки. 
В методической части настоящей программы раскрываются характерные черты многолетней подготовки юных спортсменов как единого непрерывного процесса. Рекомендуемая преимущественная направленность тренировочного процесса по годам обучения определяется с учетом благоприятных фаз возрастного развития физических качеств. Представлен учебный план по годам подготовки и приводятся допустимые тренировочные нагрузки. Для каждого этапа многолетней подготовки приводятся основные тренировочные средства, основной материал по теоретической подготовке и воспитательной работе. 
Цель программы: поддержание оптимальной динамики развития физических качеств и функциональных возможностей и формирование специфической структуры спортивных способностей к возрасту высших достижений, а так же достижение наивысшего спортивного результата в оптимальных возрастных границах, обусловленное многолетней эффективной подготовкой. 
Задачи программы: 
Спортивно-оздоровительный этап: 
укрепление здоровья; 
улучшение физического развития; 
приобретение разносторонней физической подготовленности; 
привитие стойкого интереса к занятиям лыжным спортом; 
воспитание черт спортивного характера; 
овладение основами техники передвижении на лыжах; 
приобретение навыков самоконтроля состоянии здоровья. 
Этап начальной подготовки: 
укрепление здоровья; 
привитие интереса к занятиям лыжным спортом; 
приобретение разносторонней физической подготовленности на базе применения упражнений из различны видов спорта;
овладение основами техники лыжных кодов и горнолыжной техники;
формирование норм общественного поведения. 
Учебно-тренировочный этап: 
укрепление здоровья; 
повышение разносторонней физической и функциональной подготовленности; 
углубленное изучение основных элементов техники лыжных ходов; 
приобретение и накопление соревновательного опыта; 
освоение допустимых тренировочных нагрузок при повышении функциональной подготовленности.
Возраст детей, участвующих в реализации данной дополнительной образовательной программы: 
спортивно-оздоровительный этап - 9 - 18 лет; 
этап начальной подготовки - 9 - 11 лет; 
учебно-тренировочный этап - 12 - 18 лет. 
Сроки реализации данной дополнительной образовательной программы:
спортивно-оздоровительный этап - 1 год; 
этап начальной подготовки - 2 года; 
учебно-тренировочный этап - 5 лет. 
Формы и режим занятий: 
Основными формами учебно-тренировочной работы являются: 
групповые занятия; 
индивидуальные занятия; 
участие в соревнованиях различного ранга; 
теоретические занятия (в форме бесед, лекций, просмотра кино- или видеозаписей, просмотра соревнований); 
занятия в условиях спортивно-оздоровительного лагеря, учебно-тренировочного сбора; 
медико-восстановительные мероприятия. 
Спортсмены старших возрастных групп должны участвовать в судействе соревнований и могут привлекаться к проведению отдельных частей тренировочного занятия в качестве помощника тренера. Недельный режим учебно-тренировочной работы является максимальным и установлен в зависимости от периода и задач подготовки. Общегодовой объем учебно-тренировочной работы, предусмотренный указанными режимами начиная с учебно-тренировочного этапа подготовки, может быть сокращен не более чем на 25%. Для групп начальной подготовки продолжительность академического часа может быть сокращена и составлять 30-40 мин. 
Продолжительность одного занятия не должна превышать: 
в спортивно-оздоровительных группах и группах начальной подготовки 2-х часов;
в учебно-тренировочных группах 3-х часов; 
в учебно-тренировочных группах пятого года обучения, где нагрузка составляет 20 часов в неделю, 
4-х часов, при двухразовых тренировках в день - 2-х часов. 
Ожидаемые результаты и способы определения их результативности:
Основными критериями оценки занимающихся на спортивно-оздоровительном этапе являются регулярность посещения занятий, положительная динамика развития физических качеств занимающихся, уровень освоения теоретических знаний и умений по основам физической культуры и спорта, гигиены и самоконтроля, отсутствие медицинских противопоказаний для занятий. 
Основными критериями оценки занимающихся на этапе начальной подготовки являются регулярность посещения занятий, выполнение контрольных нормативов по общей и специальной физической подготовленности, освоение объемов тренировочных нагрузок в соответствии с программными требованиями, освоение теоретического раздела программы, отсутствие медицинских противопоказаний для занятий. Зачисление в учебно-тренировочные группы проводится по результатам контрольных испытаний. Критериями оценки занимающихся на учебно-тренировочном этапе являются состояние здоровья, уровень общей и специальной физической подготовленности, спортивно-технические показатели, освоение объемов тренировочных нагрузок в соответствии с программными требованиями, освоение теоретического раздела программы. Основной формой подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы и её эффективность на каждом этапе подготовки является выполнение контрольных нормативов, свойственных данному этапу обучения, а также участие в соревнованиях и показанный результат.
Учебно-тематический план 
На 39 недель учебно-тренировочных занятий по лыжным гонкам
I. Этап начальной подготовки
Контрольные нормативы по общей специальной физической подготовке
 
II. Учебно-тренировочный этап 1-2 года обучения 
(начальная спортивная специализация)
Допустимые объемы основных средств подготовки
Контрольные нормативы по общей и специальной физической подготовке
 
III. Учебно-тренировочный этап 3-5 года обучения 
Допустимые объемы основных средств подготовки
Контрольные нормативы по общей и специальной физической подготовке
Содержание изучаемого курса
1. Вводное занятие. Правила поведения на занятиях, техника безопасности. 
2. Лыжный спорт в России и в мире. Краткие исторические сведения о развитии лыжного спорта в России. Лыжные гонки в программе Олимпийских игр. Чемпионаты мира и Европы по лыжным гонкам. 
З. Гигиена юного спортсмена. Гигиена, закаливание, режим дня, врачебный контроль и самоконтроль юного спортсмена. Оказание первой помощи при травмах. Понятие об утомлении, восстановлении, тренированности. Самоконтроль и ведение дневника. 
4. Лыжный инвентарь, мази и парафины. 
5. Основы техники ЛЫЖНЫХ кодов: Значение рациональной техники в достижении высокого спортивного результата. Классификация классических лыжных кодов. Фазовый состав и структура движений попеременного двухшажного и одновременных лыжных ходов. Типичные ошибки при передвижении классическими лыжными ходами. Фазовый состав и структура движений. 
6 .Общая физическая подготовка: 
медленный разминочный и заключительный бег (восстанавливающий бег); 
бег по пересеченной местности (кроссовый бег); 
передвижение на велосипеде по пересеченной местности; 
гребля на весельных лодках; 
силовые упражнения (упражнения с отягощением для рук и для ног); 
гимнастические упражнения (упражнения без предметов, упражнения для мышц рук и плечевого пояса, упражнения для мышц ног и таза); 
упражнения с предметами (скакалками и мячами); 
упражнения на гимнастических снарядах; 
акробатические упражнения (перекаты, кувырки, стойки); 
спортивные игры (баскетбол, футбол); 
подвижные игры и эстафеты. 
7.Специальная физическая подготовка 
упражнения для развития скорости (гладкий бег, комбинированный бег со сменой скорости и направлений, передвижение с ускорением по отрезкам на 500 м., 1000 м., 2000 м); 
имитационные упражнения; 
передвижения на лыжероллерах (классических и коньковых): 
шаговая - имитация; 
упражнения на развитие выносливости (кросс-поход на лыжах по пересеченной местности с увеличением километража). 
8 Технико-тактическая подготовка - характеристика ЛЫЖНЫХ ходов 
равномерная тренировка коньковым ходом;
длительная тренировка коньковым и классическим ходом;
скоростная тренировка коньковым и классическим ходом;
переменная тренировка коньковым и классическим ходом;
передвижение по ровной или пересеченной местности без палок или с палками;
подъемы и спуски разной крутизны с палками или без паток. 
9. Соревнования: 
Правила проведения соревнований по лыжным гонкам;
Деление участников по возрасту и полу;
Права и обязанности участников соревнований;
Правила поведения на старте;
Правила прохождения дистанции лыжных гонок;
Финиш;
Определение времени и результатов индивидуальных гонок.
Участие в соревнованиях различного уровня. 
10. Контрольные упражнения - сдача контрольных нормативов по общей физической и специальной физической подготовке.
Методическое обеспечение ПРОГРАММЫ
Спортивная школа организует работу с обучающимися в течение всего календарного года. В каникулярное время спортивная школа может открыть в установленном порядке спортивные или спортивно-оздоровительные лагеря с круглосуточным или с дневным пребыванием, проводить учебно-тренировочные сборы. В таких условиях объемы недельной нагрузки могут быть увеличены. Это увеличение не должно превышать 50% от базовых недельных величин учебного плана. В спортивные лагеря отправляются лучшие спортсмены, выполнившие контрольно-переводные нормативы и показавшие лучшие результаты в спортивном сезоне. Для остальных учащихся устанавливаются каникулы продолжительностью 4-8 недель, во время которых спортивная форма поддерживается по рекомендациям тренера. 
Учебный год начинается 1 сентября и заканчивается в июне. Спортсмены проводят в летнем спортивно-оздоровительном лагере 6 недель либо самостоятельно по заданиям тренера поддерживают свою спортивную форму (переходный период или активный отдых). Годовой объем работы по годам обучения определяется из расчета недельного режима работы для данной группы на 39 недель и 6 недель работы по индивидуальным планам учащихся в период их активного отдыха. 
Расписание занятий (тренировок) составляется администрацией спортивной школы по представлению тренера-преподавателя в целях установления более благоприятного режима тренировок, отдыха занимающихся, обучения их в общеобразовательных и других учреждениях. 
Штатное расписание спортивной школы определяется самостоятельно в зависимости от целей и задач, финансовых возможностей, с учетом квалификации работников, определяемой на основе тарифно-квалификационных характеристик, утвержденных для работников физической культуры и спорта. 
Учебный курс включает теоретические и практические занятия. На теоретических занятиях обучающиеся получают необходимые знания по истории развития лыжного спорта, основах гигиены лыжника, самоконтроле и врачебном контроле, организации соревнований. На практических занятиях приобретаются и совершенствуются навыки техники и тактики лыжного спорта. 
Каждое тренировочное занятие разделено на четыре части: 
Организационная; 
Вводная;
Основная; 
Заключительная. 
Организационная часть включает подготовку инвентаря, построение и выход на рабочую дистанцию. 
Вводная часть включает разминку, в том числе различные общеразвивающие упражнения и бег. 
В основную часть входят изучение техники и тактики лыжных ходов, развитие и совершенствование необходимых физических качеств. 
Заключительная часть включает восстанавливающие упражнения и работу с инветггарем. Организационная часть тренировочных занятий не должна быть растянута.
Большая часть времени отводится на основную часть. В основной части тренировочного занятия применяются различные средства обучения: 
передвижение на лыжах по ровной или пересеченной местности, 
подъемы разной крутизны, эстафеты. 
В заключительной части занятия выполняются дыхательные упражнения и упражнения на расслабление, восстанавливающий бег. 
В течение года тренировки проводятся следующим образом: 
в зимний период много проводится различных эстафет, игр на лыжах, направленных на развитие быстроты, в средней и старшей возрастной группе все большее значение приобретает повышение нагрузок, направленных на развитие специальной выносливости, от которой и зависит результат в лыжных гонках; 
в весенний период проводятся тренировки в бассейне, беговые тренировки, игровые и прыжковые, а так же силовые тренировки;
в летний период в условиях спортивного лагеря или самостоятельных занятий широко используются передвижения на велосипеде, спортивные игры, плавание, бег, легкоатлетические упражнения, передвижения на лыжероллерах, различные виды имитационны упражнений; 
в осенний период проводятся беговые, силовые, прыжковые тренировки, кросс-походы, имитационные тренировки в движении и на месте, игровые тренировки, проводятся тренировки на лыжероллерах различной интенсивности, проводятся соревновании и контрольные испытания. 
Организуя тренировочный процесс необходимо помнить о том, что: 
двигательные действия должны соответствовать полу, возрасту и физической подготовленности каждого занимающегося;
должны учитываться величина нагрузки, интервалы отдыха, интенсивность выполнения упражнения; 
должен быть обеспечен медицинский контроль; 
должны быть соблюдены санитарно-гигиенические требования к помещению для занятий и к личной гигиене спортсмена. 
Опыт показывает, что использование блокового метода подготовки, где первым микроциклом является восстановительный или силовой, вторым микроциклом – объемный,  третьим - ударный или интенсивный,  четвертым – предсоревновательный,  пятым – соревновательный, в ДЮСШ позволило подготовить трех абсолютных чемпиона Праздника Севера, одного чемпиона и более 10 человек - чемпионов и призёров в различных соревнованиях областного и межрегионального масштаба в разные годы. Пять учащихся были членами сборной команды Мурманской области. Лучшим методом обучения является квалифицированный показ и объяснение. При обучении нужно использовать наглядные пособия и технические средства обучения. Для анализа технической подготовки обучающихся нужно применять имеющиеся в ДЮСШ видеокамеры и DVD проигрыватели с видеоизображением. На занятиях с младшими подростками целесообразно применение игрового метода. Помимо игровых заданий, подвижных игр, в тренировочных занятиях используется элементы спортивных игр на уменьшенных площадках по упрощенным правилам. Большое значение в тренировочном процессе имеет равномерный метод тренировок в восстанавливающем, поддерживающем и развивающем режиме. Для совершенствования скоростной выносливости чаще всего применяется повторный метод. Этим методом выполняются скоростно-силовые упражнения. 
Особое внимание в тренировочном процессе обращается на проявление у детей самостоятельности, решительности, целеустремлённости, способности мобилизоваться в ходе соревнования, проявлять активность и упорство в спортивной борьбе. Учитывается также спортивное трудолюбие занимающихся их заинтересованность в тренировках. Для воспитания чувства патриотизма и любви к Отечеству обязательна использовать групповые просмотры участия российских спортсменов на этапах Кубка мира по лыжным гонкам и Олимпийских игр с обязательным анализом технического и тактического мастерства.
Список литературы
1. Примерные типовые программы для системы дополнительного образования детей: детско-юношеских спортивных школ, специализированных детско-юношеских школ олимпийского резерва. Лыжные гонки. Москва 2005. Изд. Советский спорт. 
2. В.Н. Манжосов. Тренировка лыжников-гонщиков. Москва. Изд. «Физкультура и спорт». 
З. Евстратов В.Д., Виролайнен П.М., Чукардин Г.Б. Коньковый ход? Не только... Москва. Изд. «Физкультура и спорт». 
4. В.И. Шапошникова. Многолетняя подготовка юных лыжников-гонщиков. Москва. Изд. «Физкультура и спорт». 
5. Основы управления подготовкой юных спортсменов. Под общей редакцией профессора М.Я. Набатниковой. Москва. Изд. «Физкультура и спорт». 
6. Н.Г. Озолин. Молодому коллеге. Изд. «Физкультура и спорт». 7. В.П. Зотов. Восстановление работоспособности в спорте. Киев. «Здоровья». 8. Журнал «Лыжный спорт» 2000 - 2008 год.
7. В.П. Зотов. Восстановление работоспособности в спорте. Киев. «Здоровья».