ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ  ПРОГРАММА
«ПЛАВАНИЕ»
Физкультурно-спортивной направленности
Возраст обучающихся – 7-15 лет
Срок реализации – 8 лет
п. Никель
2015г.
 
Пояснительная записка
Настоящая программа предназначена для подготовки пловцов в спортивно-оздоровительных группах, группах начальной подготовки, учебно-тренировочных группах, которые организуются в ДЮСШ. 
Настоящая программа разработана на основании Программы для системы дополнительного образования детей ДЮСШ, специализированных ДЮСШ олимпийского резерва М.: Советский спорт 2005г. 
Нормативная часть программы определяет задачи деятельности спортивных школ, режимы учебно-тренировочной работы, основные требования по физической, технической и спортивной подготовке, условия зачисления в спортивную школу и перевода занимающихся на последующие года обучения этапов многолетней подготовки. 
В методической части настоящей программы раскрываются характерные черты многолетней подготовки юных спортсменов как единого непрерывного процесса. Рекомендуемая преимущественная направленность тренировочного процесса по годам обучения определяется с учетом благоприятных фаз возрастного развития физических качеств. Представленный учебный план по годам подготовки и приводятся допустимые тренировочные нагрузки. Для каждого этапа многолетней подготовки приводятся основные тренировочные средства, основной материал по теоретической подготовке и воспитательной работе. 
Цель программы: поддержание оптимальной динамики развития физических качеств и функциональных возможностей и формирование специфической структуры спортивных способностей к возрасту высших достижений, а так же достижение наивысшего спортивного результата в оптимальных возрастных границах, обусловленное многолетней эффективной подготовкой. На современном этапе развития спортивного плавания тренер, рассчитывающий на успех, должен быть не только хорошим специалистом по технике спортивного плавании и методике тренировки, но ещё отличным тренером воспитателем, тренером — психологом, организатором, тонко чувствующим особенности поведения детского спортивного коллектива. 
Задачи программы: 
Спортивно-оздоровительный этап:
укрепления здоровья; 
улучшения физического развития; 
приобретения разносторонней физической подготовленности; 
привитие стойкого интереса к занятиям плаванием; 
воспитание черт спортивного характера; 
овладение основами техники плавания; 
приобретение навыков гигиены, самоконтроля. 
Этап начальной подготовки:
укрепления здоровья; 
привитие стойкого интереса к занятиям плаванием; 
приобретение разносторонней физической подготовленности на базе применения упражнений из различных видов спорта; 
овладение основами техники плавания; 
формирование норм общественного поведения. 
Учебно-тренировочный этап: 
укрепление здоровья; 
повышение разносторонней физической и функциональной подготовленности;
углубленное изучение основных элементов техники спортивного плавания; 
приобретение и накопление соревновательного опыта; 
освоение допустимых тренировочных нагрузок при повышении функциональной подготовленности.
Возраст детей, участвующих в реализации данной дополнительной о6разовательной программы: 
спортивно-оздоровительный этап - 7-15 лет; 
этап начальной подготовки - 7-9 лет; 
учебно-тренировочный этап - 10- 15лет. 
Продолжительность реализации данной дополнительной программы:
спортивно-оздоровительный - 1 год; 
этап начальной подготовки - 2 года; 
учебно-тренировочный этап - 5лет. 
Формы и режим занятий: 
Основными формами учебно-тренировочной работы являются групповые занятия индивидуальные занятия, участие в соревнованиях различного ранга, теоретические занятия (в форме бесед, лекций, просмотра кино- или видеозаписей, просмотра соревнований), занятия в условиях спортивно-оздоровительного лагеря, учебно-тренировочного сбора, медико-восстановительные мероприятия. Спортсмены старших возрастных групп должны участвовать в судействе соревнований и могут привлекаться к проведению отдельных частей тренировочного занятия в качестве помощника тренера. Недельный режим учебно-тренировочной работы является максимальным и установлен в зависимости от периода и задач подготовки. Общегодовой объем учебно-тренировочной работы, предусмотренный указанными режимами начиная с учебно-тренировочного этапа подготовки, может быть сокращен не более чем на 25 %. Продолжительность одного занятия не должна превышать в учебно-тренировочных труппах 3-х часов, в учебно-тренировочных группах пятого года обучения, где нагрузка составляет 18 часов в неделю - 4-х часов, при двухразовых тренировках в день - 2-x часов. 
Ожидаемые результаты и способы определения их результативности 
Критериями оценки занимающихся на учебно-тренировочном этапе являются состояние здоровья уровень общей и специальной физической подготовленности, спортивно-технические показатели освоение объемов тренировочных нагрузок в соответствии с программными требованиями, освоения теоретического раздела программы. Основной формой итогов реализации дополнительной образовательной программы и её эффективность на каждом этапе подготовки является выполнение контрольных нормативов, свойственных данному этапу обучения, а так же участие в соревнованиях и показанный результат.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Учебный тематический план для учебно-тренировочных групп по плаванию
Контрольно-переводные нормативы по годам обучения для учебно-тренировочных групп (мальчики)
Контрольно-переводные нормативы по годам обучения для учебно-тренировочных групп (девочки)
СОДЕРЖАНИЕ ИЗУЧАЕМОГО КУРСА
Учебно-тренировочные группы
Учебно-тренировочные (УТ) группы формируются на конкурсной основе из здоровых и практически здоровых учащихся, проявивших способности к спортивному плаванию, прошедших необходимую подготовку не менее одного года и выполнивших приемные нормативы по общефизической и специальной подготовке. Продолжительность этапа 4-5 лет. Перевод по годам обучения на этом этапе осуществляется при условии выполнения учащимися контрольно-переводных нормативов по общей физической и специальной подготовке. 
Основные задачи подготовки: 
укрепление здоровья, закаливание; 
устранение недостатков в уровне физической подготовленности; 
освоение и совершенствование техники всех способов плавания; 
планомерное повышение уровня общей и специальной физической подготовленности; 
гармоничное совершенствование основных физических качеств с акцентом на развитие аэробной выносливости;
формирование интереса к целенаправленной многолетней спортивной подготовке, начало интеллектуальной, психологической и тактической подготовки; 
к концу этапа - определение предрасположенности к спринтерским или стайерским дистанциям; 
воспитание физических, морально-этических и волевых качеств; 
профилактика вредных привычек и правонарушений. 
Режим работы 
В основу комплектования учебных групп положена научно обоснованная система многолетней подготовки с учетом возрастных закономерностей становления спортивного мастерства. Перевод занимающихся в следующие группы обучения и увеличение тренировочных и соревновательных нагрузок обуславливаются стажем занятий, уровнем общей и специальной физической подготовленности, состоянием здоровья, уровнем спортивных результатов. Максимальный состав определяется с учетом соблюдения правил техники безопасности на учебно-тренировочных занятиях. 
Недельный режим учебно-тренировочной работы является максимальным и установлен в зависимости от периода и задач подготовки. Общегодовой объем учебно-тренировочной работы, предусмотренный указанными режимами начиная с учебно-тренировочного этапа подготовки, может быть сокращен не более чем на 25%. Для групп начальной подготовки продолжительность академического часа может быть сокращена и составлять 30-40 мин. 
Продолжительность одного занятия не должна превышать: 
- в спортивно-оздоровительных группах и группах начальной подготовки первого года обучении 2-х часов; 
- в группах начальной подготовки свыше года и в учебно-тренировочных группах 3-х часов: 
- в группах, где нагрузка составляет 20 и более часов в неделю, - 4-х часов, при двухразовых тренировках в день - 3-х часов. 
В зависимости от периода подготовки (переходный, подготовительный, соревновательный), начиная с учебно-тренировочных групп третьего года обучения, недельная учебно-тренировочная нагрузка может увеличиваться или уменьшаться в пределах общегодового учебного плана, определенного данной учебной группе. Так, во время каникул и в период пребывания в спортивно-оздоровительных лагерях. во время учебно-тренировочных сборов учебная нагрузка увеличивается с таким расчетом, чтобы общий объем годового учебного плана каждой группы был выполнен полностью. 
Основными формами учебно-тренировочной работы в спортивных школах являются: групповые занятия; индивидуальные занятия; участие в соревнованиях различного ранга; теоретические занятия (в форме бесед, лекций, просмотра и анализа учебных кинофильмов, кино- или видеозаписей, просмотра соревнований); занятия в условиях спортивно-оздоровительного лагеря, учебно-тренировочного сбора; медико-восстановительные мероприятия; культурно-массовые мероприятия, участие в конкурсах и смотрах. 
Контрольно-переводные нормативы для различных этапов обучения 
Система нормативов последовательно охватывает весь период обучения и спортивной школе. 
Состав нормативов изменяется в зависимости от этапа обучения. Для спортивно-оздоровительных групп нормативы носят главным образом контролирующий характер, тогда как для групп начального обучения, учебно-тренировочных групп и групп спортивного совершенствования выполнение нормативов является кроме того и важнейшим критерием для перевода занимающихся на следующий этап многолетней спортивной тренировки. 
Основными критериями оценки занимающихся на этапе начальной подготовки являются регулярность посещения занятий, выполнение контрольных нормативов по общей и специальной физической подготовленности, освоение объемов тренировочных нагрузок в соответствии с программными требованиями, освоение теоретического раздела программы, отсутствие медицинских противопоказаний для занятий. Нормативы для групп 2-го года обучения являются приемными для зачисления в учебно-тренировочные группы. Зачисление в учебно-тренировочные группы проводится на конкурсной основе по результатам контрольных испытаний, причем наиболее важными являются нормативы по технической подготовке. 
Критериями оценки занимающихся на учебно-тренировочном этапе являются состояние здоровья, уровень общей и специальной физической подготовленности, спортивно-технические показатели, освоение объемов тренировочных нагрузок в соответствии с программными требованиями, освоение теоретического раздела программы. 
Наиболее важным для перевода является выполнение спортивно-технических нормативов, а также нормативов по специальной физической подготовке. 
МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ
Организация учебно-тренировочного процесса
Спортивная школа организует работу с обучающимися в течение всем календарного года. В каникулярное время спортивные школы могут открывать в установленном порядке спортивные или спортивно-оздоровительные лагеря с круглосуточным или с дневным пребыванием, проводить учебно-тренировочные сборы. В таких условиях объемы недельной нагрузки могут быть увеличены. Это увеличение не должно превышать 50% от базовых недельных величин учебного плана. В соответствии с финансовыми возможностями школы и по согласованию с учредителем рекомендуется направлять в спортивные лагеря лучших спортсменов, выполнивших контрольно-переводные нормативы, для остальных учащихся устанавливаются каникулы продолжительностью 4-8 недель, во время которых спортивная форма поддерживается по рекомендациям тренера. 
Учебный год обычно начинается 1 сентября и заканчивается в июне. Спортсмены проводят в летнем спортивно-оздоровительном лагере 6 недель либо самостоятельно по заданиям тренера поддерживают свою спортивную форму (переходный период или активный отдых). Годовой объем работы по годам обучении определяется из расчета недельного режима работы для данной группы на 39 недель и б недель работы по индивидуальным планам учащихся в период их активного отдыха. На этапах спортивного совершенствования и высшего спортивного мастерства планирование годичного цикла подготовки определяется календарем соревнований, поэтому продолжительность сезона подготовки устанавливается администрацией индивидуально. 
Основными формами учебно-тренировочного процесса являются: 
групповые учебно-тренировочные и теоретические занятия;
работа по индивидуальным планам (на этапе спортивного совершенствования и высшего спортивного мастерства);
медико-восстановительные мероприятия;
тестирование и медицинский контроль;
участие в соревнованиях, матчевых встречах, учебно-тренировочных сборах;
инструкторская и судейская практика учащихся. 
Расписание занятий (тренировок) составляется администрацией спортивной школы по представлению тренера-преподавателя в целях установления более благоприятного режима тренировок, отдыха занимающихся, обучения их в общеобразовательных и других учреждениях. 
Штатное расписание спортивной школы определяется самостоятельно в зависимости от целей и задач, финансовых возможностей, с учетом квалификации работников, определяемой на основе тарифно-квалификационных характеристик, утвержденных для работников физической культуры и спорта. 
Основы многолетней тренировки спортсменов 
Целью многолетней подготовки спортсменов является поддержание оптимальной динамики развития физических качеств и функциональных возможностей и формирование специфической структуры спортивных способностей к возрасту высших достижений. 
Для реализации этой цели необходимо: 
определить целевые показатели - итоговые и промежуточные (текущие), по которым можно судить о реализации поставленных задач; 
разработать общую схему построения соревновательного и тренировочного процесса на различных этапах и циклах подготовки; 
определить динамику параметров тренировочных и соревновательных нагрузок, а также системы восстановления работоспособности, направленных на достижение главных и промежуточных целей. 
Многолетняя подготовка - единый педагогический процесс, который должен строиться на основе следующих методических положений: 
целевая направленность по отношению к высшему спортивному мастерству в процессе подготовки всех возрастных групп;
преемственность задач, средств и методов тренировки всех возрастных групп; 
поступательное увеличение объема и интенсивности тренировочных и соревновательных нагрузок при строгом соблюдении принципа постепенности; 
своевременное начало спортивной специализации; 
постепенное изменение соотношения между объемами средств общей и специальной физической подготовки: увеличение удельного веса объема СФЛ по отношению к удельному весу ОФП; 
одновременное развитие физических качеств спортсменов на всех этапах многолетней подготовки и преимущественное развитие отдельных качеств в наиболее благоприятные для этого возрастные периоды (сенситивные периоды); 
учет закономерностей возрастного и полового развитии; 
постепенное введение дополнительных средств, ускоряющих процессы восстановления после напряженных нагрузок и стимулирующих рост работоспособности. 
Подводить спортсменов к параметрам тренировочной работы, характерным для этапа максимальной реализации индивидуальных возможностей, необходимо постепенно, на протяжении ряда лет. Стремление у юных спортсменов любыми путями (копированием методики тренировки сильнейших спортсменов с характерным для нее арсеналом средств и методов) добиться высоких результатов приводит к бурному росту результатов. Опасность форсирования подготовки состоит в том, что тренировка юных пловцов по образцам сильнейших взрослых спортсменов мира практически отрезает им путь к дальнейшему росту результатов. Применение в тренировке юных пловцов наиболее мощных стимулов приводит к быстрой к ним адаптации и исчерпанию приспособительных возможностей растущего организма. Из-за этого уже в следующем тренировочном цикле или тренировочном году спортсмен слабо реагирует на такие же воздействия. Но главное - он перестает реагировать и на меньшие нагрузки, которые могли быть весьма эффективными, не применяй тренер ранее самых жестких режимов. Квалифицированным пловцам, оставившим занятия соревновательным спортом и приступившим к программам оздоровительной направленности, для получения должной нагрузки необходимо увеличить длину проплываемой дистанции. 
В зависимости от индивидуальных особенностей занимающегося, его текущего физического состояния и самочувствия нагрузка может несколько увеличиваться или уменьшаться. 
Для построения эффективной и в то же время безопасной программы оздоровительного плавания важно соблюдать принцип соответствия величины нагрузки возможностям занимающихся. Можно выделить несколько уровней нагрузки, вызывающих принципиально различные адаптационные реакции организма: 
чрезмерная нагрузка - превышает функциональные возможности организма и может привести к перенапряжению; 
оптимальная тренирующая нагрузка - позволяет добиваться увеличения уровня подготовленности; 
поддерживающая нагрузка - недостаточна для дальнейшего роста работоспособности, но позволяет сохранить достигнутый уровень подготовленности; 
незначительная нагрузка - не приводящая к каким-либо долговременным сдвигам в организме. 
Величину нагрузки определяют объем и интенсивность упражнений. Нагрузки, интенсивность которых ниже определенного уровня не вызывают изменений в уровне физической работоспособности. Этот уровень называют «порогом адаптации» или «границей выносливости». У здоровых нетренированных людей он примерно соответствует частоте сердечных сокращений (ЧСС) в 120 уд/мин. С увеличением интенсивности нагрузки постепенно уменьшается се продолжительность, которая может привести к росту работоспособности. Для физически мало подготовленных людей минимальный тренирующий эффект нагрузки наблюдается при занятиях продолжительностью 5 мин при ЧСС 150 уд/мин (К. Купер, 1987). 
Организм занимающегося должен практически полностью восстановиться к утру следующего дня. Для оздоровительных программ недопустимо не только накапливание утомления от занятия к занятию, но и даже чрезмерное утомление от одной тренировки. Следовательно, нагрузка дозируется таким образом, чтобы увеличение объема и скорости плавания соответствовало повышению уровня подготовленности. 
Для этого необходим постоянный самоконтроль за состоянием, дополняемый регулярным врачебным контролем. Кроме того, обязательно развести во времени приросты объема и интенсивности нагрузки. Увеличение интенсивности в оздоровительных программах проводится весьма осторожно. Его можно рекомендовать лишь тогда, когда постепенное увеличение объема выполняемой работы соответствующее уровню подготовленности, привело к значительным временным затратам. В этом случае объем тренировки должен быть временно сокращен... продолжение в основном тексте документа
 
 
 
 
 
Список литературы
1.А.А. Кашкин, О.И. Попов, В.В. Смирнов «Плавание: Примерная программа спортивной подготовки для детско-юношеских спортивных школ, специализированных 
детско-юношеских спортивных школ олимпийского резерва» М. Советский спорт 2004г.
2.В.А. Парфенов В.Н. Платонов «Тренировка квалифицированных пловцов» М. Физкультура и спорт 1979г.
3.Б.Д. Зенов И.М. Кошкин С.М. Вайцеховский «Специальная физическая подготовка пловца на суше и в воде». М. Физкультура и спорт 1986г.