Общеразвивающая  ПРОГРАММА
«РУКОПАШНЫЙ БОЙ»
Физкультурно-спортивной направленности
Возраст обучающихся – 10-18 лет
Срок реализации – 9 лет
п. Никель
2015г.
Пояснительная записка
Настоящая программа предназначена для подготовки спортсменов рукопашного боя в спортивно-оздоровительных (СО) группах, в группах начальной подготовки (НП) и учебно-тренировочных (УТ) группах, которые организуются в ДЮСШ. 
Настоящая программа разработала на основании Программы для системы дополнительного образования детей: детско-юношеских спортивных школ, специализированных детско-юношеских школ олимпийского резерва. «Рукопашный бой.» М.: Советский спорт, 2004. 
Нормативная часть программы определяет задачи деятельности спортивных школ, режимы учебно-тренировочной работы, основные требования по физической, технической и спортивной подготовке, условия зачисления в спортивную школу и перевода занимающихся на последующие года обучения этапов многолетней подготовки. 
В методической части настоящей программы раскрываются характерные черты многолетней подготовки юных спортсменов как единого непрерывного процесса. Рекомендуемая преимущественная направленность тренировочного процесса по годам обучения определяется с учетом благоприятных фаз возрастного развития физических качеств. Представлен учебный план по годам подготовки и приводятся допустимые тренировочные нагрузки. Для каждого этапа многолетней подготовки приводятся основные тренировочные средства, основной материал по теоретической подготовке и воспитательной работе. 
Цель программы: поддержание оптимальной динамики развития физических качеств и функциональных возможностей и формирование специфической структуры спортивных способностей к возрасту высших достижений, а гак же достижение наивысшего спортивного результата в оптимальных возрастных границах, обусловленное многолетней эффективной подготовкой. 
Задачи программы: 
Спортивно-оздоровительный этап: 
укрепление здоровья и гармоничное развитие всех органов и систем организма детей; 
овладение основами техники выполнения обширного комплекса физических упражнений и освоение техники подвижных игр; 
воспитание трудолюбия; 
воспитание и совершенствование физических качеств (с преимущественной направленно-стью па развитие быстроты, ловкости и гибкости); 
отбор перспективных детей для дальнейших занятий рукопашным боем. 
Этап начальной подготовки: 
вовлечение максимального числа детей и подростков в систему спортивной подготовки по рукопашному бою; 
развитие физических качеств и морально-этических качеств личности; 
формирование потребности в занятиях спортом и ведении здорового образа жизни. 
Учебно-тренировочный этап: 
укрепление здоровья, дальнейшее развитие физических качеств, функциональной подготовленности; 
совершенствование технико-тактического арсенала и приобретение соревновательного опыта с целью повышения спортивных результатов; - воспитание специальных физических качеств. 
Возраст детей, участвующих в реализации данной дополнительной образовательной программы: 
спортивно-оздоровительный этап - 10 -18 лет; 
этап начальной подготовки - 10 - 12 лет; 
учебно-тренировочный этап - 13 - 18 лет. 
Продолжительность реализации данной дополнительной образовательной программы: 
спортивно-оздоровительный этап - 1 год; 
этап начальной подготовки - 3 года; 
учебно-тренировочный этап - 5 лет.
Формы и режим занятий
 Основными формами учебно-тренировочной работы являются: групповые занятия; индивидуальные занятия; участие в соревнованиях различного ранга. 
В настоящей программе выделено три этапа спортивной подготовки: 
спортивно-оздоровительный этап (СО); 
этап начальной подготовки (НП) 
учебно-тренировочный этап (УТ). 
Максимальный состав спортивно-оздоровительных групп не должен превышать двух минимальных, с учетом соблюдения правил техники безопасности на учебно-тренировочных занятиях. Возраст занимающихся в спортивно-оздоровительных группах 10-18 лет. Допускается приём детей в спортивно-оздоровительные группы с любого возраста в указанные сроки. 
На этап начальной подготовки зачисляются дети, достигшие 10-летнего возраста, желающие заниматься рукопашным боем и имеющие письменное разрешение от врача-педиатра. На этом этапе осуществляется физкультурно-оздоровительная и воспитательная работа, направленная на разностороннюю физическую подготовку, овладение основами техники борьбы, выполнение контрольных нормативов для зачисления на учебно-тренировочный этап и сдача квалификационной обязательной программы. 
Группы учебно-тренировочного этапа подготовки формируются на конкурсной основё из здоровых и практически здоровых детей, прошедших необходимую начальную подготовку и выполнивших проверочные нормативы по общефизической и специальной подготовке. Перевод по годам обучения на УТ этапе осуществляется при условии выполнения контрольных нормативов по физической и специальной подготовке. 
В основу комплектования учебных групп положена научно обоснованная система многолетней подготовки с учетом возрастных закономерностей становления спортивного мастерства. 
Увеличение недельной учебно-тренировочной нагрузки и перевод учащихся в следующие группы обучения обусловливаются стажей занятий, выполнением контрольных нормативов по общей и специальной физической подготовке, уровнем спортивных результатов. 
Минимальный возраст для зачисления учащихся в учебные группы - 10 лет. Допускается превышение указанного возраста не более чем на два года. 
Продолжительность одного занятия не должна превышать: 
в спортивно-оздоровительных группах и группах начальной подготовки 2-х часов; 
в учебно-тренировочных группах 3-х часов; 
Превышение рекомендуемой недельной учебно-тренировочной нагрузки не допускается. 
Количество установленных в отделении учебных групп (начальной подготовки, учебно-тренировочных) является минимальным. 
В зависимости от уровня спортивной подготовленности учащихся разрешается сокращение недельной нагрузки, но не более чем на 25%.
 
Ожидаемые результаты и способы определения их результативности
Основными критериями оценки занимающихся на спортивно-оздоровительном этапе являются регулярность посещения занятий, развитие физических качеств (развитие быстроты, ловкости и гибкости), физической и координационной готовности к простейшим упражнениям (общеразвивающих и специальных упражнений своего вида), трудолюбие, освоение техники подвижных игр, отсутствие медицинских противопоказаний для занятий. 
Основными критериями оценки занимающихся на этапе начальной подготовки являются регулярность посещения занятий, ведение здорового образа жизни, достижение разносторонней физической подготовленности и целенаправленное развитие физических качеств с применением специальных комплексов упражнений и игр (в виде тренировочных занятий) для достижения единства общей и специальной подготовки, овладение основами техники борьбы, выполнение контрольных нормативов для зачисления на учебно-тренировочный этап и сдача квалификационной обязательной программы.
Критериями оценки занимающихся на учебно-тренировочном этапе являются состояние здоровья, уровень общей и специальной физической подготовленности, уровень функциональных возможностей и специальных психических качеств, владение арсеналом технико-тактических навыков и приёмов для повышения спортивных результатов. Перевод по годам обучения на учебно-тренировочном этапе осуществляется при условии выполнения контрольных нормативов по физической и специальной подготовке. 
Реализация данной программы представляет собой организацию регулярных тренировочных занятий и соревнований. В течение многолетних тренировок юные спортсмены на основе развития физических качеств овладевают техникой и тактикой ведения спортивного поединка, приобретают опыт и специальные знания, улучшают моральные и волевые качества.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Таблица 1
Учебный план на 39 календарных недель учебно-тренировочной и соревновательной деятельности ( в часах).
 
Таблица 2
Контрольные нормативы 
для зачисления на учебно-тренировочный этап
 
Таблица 3
Контрольные нормативы по годам обучения 
на учебно-тренировочном этапе (юноши)
* Контрольно-переводные нормативы для девушек на всех этапах обучения уменьшаются на 20%
СОДЕРЖАНИЕ ИЗУЧАЕМОГО КУРСА
В настоящей программе использованы общепринятые методические положения спортивной педагогики: 
строгая преемственность задач, средств и методов тренировки детей, подростков, юниоров и взрослых спортсменов; 
возрастание объема средств общей и специальной физической подготовки, соотношение между которыми постепенно изменяется: из года в год увеличивается удельный вес объема СФП (по отношению к общему объему тренировочной нагрузки) и соответственно уменьшается удельный вес ОФП; 
непрерывное совершенствование качества технических действий (техники); - соблюдение принципа постепенности применения тренировочных и соревновательных нагрузок в процессе тренировки; 
правильное планирование тренировочных и соревновательных нагрузок с учетом физиологических особенностей возраста занимающихся (половое созревание юных спортсменов); 
развитие основных физических качеств на всех этапах многолетней подготовки спортсменов в сочетании с преимущественным развитием отдельных физических качеств в наиболее благоприятные возрастные периоды. 
В технической подготовке могут быть использованы различные методы: целостный (обучение движению в целом в облегченных условиях с последующим овладением его отдельными фазами и элементами) и расчлененным (раздельное обучение фазам и элементам движения). 
Спортивно-оздоровительный этап
 В спортивно-оздоровительных группах с ориентацией на рукопашный бой большое внимание необходимо уделять акробатике, направленной, с одной стороны, на координационные, специфические требования выполнения технических действий, с другой - на обеспечение определенных навыков самостраховки, при обучении и выполнении технических действий. 
Особенности обучения на спортивно-оздоровительном этапе: 
в большей степени используются методы обеспечения наглядности (показ упражнения, демонстрация наглядных пособий); 
методы упражнений игровой и соревновательный; 
при изучении общеразвивающих упражнений, комплексов и игр, показ должен быть целостным и образцовый, а объяснение - элементарным и простым. 
Учащимся необходимо ставить двигательную задачу в конкретной форме, с наглядным объяснением. 
Обучение технике рукопашного бон на этом этапе подготовки носит ознакомительный характер и осуществляется на основе обучения базовым элементам: 
стойкам; 
передвижениям; 
ударам руками и ногами; 
приемам самостраховки при падениях; 
способам защиты; 
формам и способам захвата соперника; 
способам выведения из равновесия; 
ведущим элементам технических действий. 
Методика контроля на этом этапе тренировки включает использование комплекса методов педагогических, медико-биологических и пр. Комплекс методик позволит определить: 
состояние здоровья юного спортсмена; 
уровень физического развития (по показателям телосложения); 
степень тренированности; 
уровень подготовленности; 
величину выполненной тренировочной нагрузки.
На основе полученной информации тренер вносит соответствующие коррективы в тренировочный процесс. 
Так как спортивно-оздоровительный этап распространён на весь период обучения и охватывает учащихся разных возрастных групп, одной из основных задач спортивно-оздоровительного этапа является охват наибольшего количество учащихся разных возрастов и привлечение их к регулярным занятиям спортом. Наиболее способные учащиеся, отзанимавшиеся не менее 2-х лет, имеют возможность по решению педагогического совета ДЮСШ и выполнению контрольных нормативов для данного возраста перейти в учебно-тренировочную группу. 
Этап начальной подготовки 
Этап начальной подготовки - один из наиболее важных, поскольку именно на этом этапе закладывается основа дальнейшего овладения спортивным мастерством в избранном виде. Однако здесь имеется опасность перегрузки еще неокрепшего детского организма. гак как у детей этого возраста существует отставание в развитии отдельных вегетативных функций организма. 
На этапе начальной подготовки наряду с применением различных видов спорта, подвижных и спортивных, игр следует включать в программу занятий комплексы специально-подготовительных упражнений, близких по структуре к избранному виду спорта. Причем воздействие этих упражнений направлено на дальнейшее развитие физических качеств, имеющих важное значение для рукопашного боя. 
На начальном этапе спортивных занятий целесообразно выдвигать на первый план задачу достижения разносторонней физической подготовленности и целенаправленно развивать физические качества, применяя специальные комплексы упражнений и игр (в виде тренировочных заданий) с учетом подготовки спортсмена для достижения единства общей и специальной подготовки. 
Многие физические качества детей наиболее устойчиво проявляются (с точки зрения прогноза) у мальчиков 11-13 лет, у девочек 10-12 лет. Этот возраст совпадает с этапом начальной спортивной подготовки в рукопашном бою. В следующих возрастных группах (юношей среднего и старшего возраста) все виды прогноза затруднены. На этапе начальной подготовки закладывается не только основа дальнейшего овладения мастерством в рукопашном бою, но так же проводится отбор для последующих занятий спортом. На данном этапе нецелесообразно учитывать периоды тренировки (подготовительный, соревновательный и т. д.), так как сам этап начальной подготовки является своеобразным подготовительным периодом в общей цепи многолетней подготовки спортсмена. 
Основная цель тренировки: 
утверждение в выборе спортивной специализации - рукопашный бой и овладение основами техники. 
Основные задачи: 
укрепление здоровья и всестороннее физическое развитие подростков; 
постепенный переход к целенаправленной подготовке в избранном виде спорта; 
обучение технике рукопашного боя; 
повышение уровня физической подготовленности на основе проведения разносторонней подготовки; 
отбор перспективных спортсменов для дальнейших занятий рукопашным боем. 
Факторы, ограничивающие нагрузку
недостаточная адаптация к физическим нагрузкам;
возрастные особенности физического развития; 
недостаточный общий объем двигательных навыков и умений. 
Основные средства: 
подвижные игры и игровые упражнения; 
общеразвивающие упражнения;
элементы акробатики и самостраховки (кувырки, кульбиты, повороты и др.); 
всевозможные прыжки и прыжковые упражнения; 
метание (легкоатлетических снарядов, набивных, теннисных мячей и др.); 
скоростно-силовые упражнения (отдельные и в виде комплексов); 
гимнастические упражнения для силовой и скоростно-силовой подготовки; 
школа техники рукопашного боя и изучение обязательной программы технико-тактических комплексов (ТТК); 
комплексы упражнений для индивидуальных тренировок (задание на дом). 
Основные методы выполнении упражнений:
игровой; 
повторный; 
равномерный; 
круговой; 
контрольный;
соревновательный. 
Особенности обучения: Двигательные навыки у юных спортсменов должны формироваться параллельно с развитием физических качеств, необходимых для достижения успеха в избранном виде спорта. С самого начала занятий им необходимо овладевать основами техники целостного упражнения, а не отдельных его частей. Обучение основам техники целесообразно проводить в облегченных условиях. 
В первый год обучения одной из задач занятий является овладение основами техники избранного вида спорта. При этом процесс обучения должен проходить концентрированно, без больших пауз, т.е. перерыв между занятиями не должен превышать трех дней. Обучение каждому техническому действию или комплексу действий нужно проводить в течение 15-25 занятий (30-35 мин в каждом). 
Эффективность обучения упражнениям находится в прямой зависимости от уровня развития физических качеств детей и подростков. Применение на начальном этапе занятий спортом в значительном объеме упражнений скоростно-силового характера, направленных на развитие быстроты и силы, способствует более успешному формированию и совершенствованию двигательных навыков. Игровая форма выполнения упражнений соответствует возрастным особенностям детей и позволяет успешно осуществлять начальную спортивную подготовку юных спортсменов (специализированные игровые методы обучения представлены ниже). 
На этапе начальной подготовки важное значение имеет обучение детей технике выполнения физических упражнений. Формирование двигательных навыков и умений создаст необходимую предпосылку для дальнейшего совершенствования двигательного стереотипа. 
На этапе начальной подготовки значительно увеличивается число соревновательных упражнений. Невозможно достигнуть в будущем высоких стабильных результатов, редко выступая на соревнованиях. 
Учебно-тренировочный этап 
Основные задачи: 
повышение уровня разносторонней физической и функциональной подготовленности; 
развитие специальных физических качеств; 
овладение основами техники и ее совершенствование; 
освоение допустимых тренировочных и соревновательных нагрузок; 
приобретение и накопление соревновательного опыта. 
Для данного этапа характерен достаточно большой объём тренировочной нагрузки, продолжается развитие физических качеств, совершенствование техники, изучаются элементы тактики, организуются учебные, учебно-тренировочные и контрольные поединки. Большое внимание уделяется развитию моральных и волевых качеств. 
На учебно-тренировочном этапе годовой цикл подготовки включает подготовительный и соревновательный периоды.
Для спортсменов с подготовкой менее 2-х лет главное внимание уделяется разносторонней физической подготовке, повышению уровня функциональных возможностей, дальнейшему расширению арсенала технико-тактических навыков и приемов. При планировании годовых циклов для спортсменов с подготовкой более 2-х лет в подготовительном периоде средствами ОФП решаются задачи дальнейшего повышения уровня обшей физической и функциональной подготовки и на этой основе повышения уровня специальной физической работоспособности. 
В соревновательном периоде решаются задачи улучшения спортивных результатов, а так же задачи выполнения контрольных нормативов. 
МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ
Спортивная школа организует работу с обучающимися в течение всего календарного года. В каникулярное время спортивная школа может открыть в установленном порядке спортивные или спортивно-оздоровительные лагеря с круглосуточным или с дневным пребыванием, проводить учебно-тренировочные сборы. В таких условиях объемы недельной нагрузки могут быть увеличены. Это увеличение не должно превышать 50% от базовых недельных величин учебного плана. В спортивные лагеря отправляются лучшие спортсмены, выполнившие контрольно-переводные нормативы и показавшие лучшие результаты в спортивном сезоне. Для остальных учащихся устанавливаются каникулы продолжительностью 4-8 недель, во время которых спортивная форма поддерживается по рекомендациям тренера. 
Учебный год начинается 1 сентября и заканчивается в июне. Спортсмены проводят в летнем спортивно-оздоровительном лагере 6 недель либо самостоятельно по заданиям тренера поддерживают свою спортивную форму (переходный период или активный отдых). Годовой объем работы по годам обучения определяется из расчета недельного режима работы для данной группы на 39 недель и 6 недель работы по индивидуальным планам учащихся и период их активного отдыха. Расписание занятий (тренировок) составляется администрацией спортивной школы по представлению тренера-преподавателя в целях установления более благоприятного режима тренировок, отдыха занимающихся, обучения их в общеобразовательных и других учреждениях.
Штатное расписание спортивной школы определяется самостоятельно в зависимости от целей и задач, финансовых возможностей, с учетом квалификации работников, определяемой на основе тарифно-квалификационных характеристик, утвержденных для работников физической культуры и спорта. 
Учебный курс включает теоретические и практические занятия. На теоретических занятиях обучающиеся получают необходимые знания по истории рукопашного боя, его традициям и предназначении, правилам гигиены, спортивной дисциплины. 
На практических занятиях приобретаются и совершенствуются навыки техники и тактики рукопашного боя. Каждое тренировочное занятие разделено на четыре части: 
Организационная
Вводная 
Основная 
Заключительная 
Организационная часть включает построение, объявление задачи тренировки. Вводная часть включает разминку, различные общеразвивающие упражнения, упражнения на гибкость и ловкость, подготовку мышц шеи и запястья. 
В основную часть входит технико-тактическая подготовка: 
1. Обучение различным составляющим арсенала техники рукопашного боя: 
борьбе стоя; 
борьбе лежа; 
технике ударов руками; 
технике ударов ногами; 
техника перехода от ударной фазы к бросковой и наоборот;
технике первого тура, рекомендуется проводить параллельно, в среднем поровну распределяя время программного материала по каждой из составляющих в пределах недельного микроцикла. 
2. В течение одного урока рекомендуется отводить часть времени на обучение ударной технике и часть времени на обучение технике борьбы. 
3. На каждом занятии в начале основной части урока рекомендуется проводить изучение, повторение и совершенствование приёмок техники, применяемой в стандартных ситуациях в бою с невооруженным и вооруженным противником. 
4. Работу со снарядами (мешками, грушами, манекенами) следует включать в урок после определенного закрепления навыков правильного нанесения ударов руками и ногами, выполнения бросков, поскольку в противном случае ошибки в технике получат прочное закрепление. Во второй половине основной части включаются упражнения на развитие силы и силовой выносливости. 
Заключительная часть включает восстанавливающие упражнения, дыхательные упражнения, упражнения на расслабление. Организуя тренировочный процесс необходимо помнить о том, что: 
двигательные действия должны соответствовать полу, возрасту и физической подготовленности каждого занимающегося. 
должны учитываться величина нагрузки, интервалы отдыха, интенсивность выполнения упражнения; 
должен быть обеспечен медицинский контроль; 
должны быть соблюдены санитарно-гигиенические требования к помещению для занятий и к личной гигиене спортсмена. 
Лучшим методом обучения является квалифицированный показ и объяснение. При обучении нужно использовать наглядные пособия и технические средства обучения. Для анализа технической подготовки обучающихся нужно применять имеющиеся в ДЮСШ видеокамеры и ОУО проигрыватели с видеоизображением. 
Контроль за эффективностью физической подготовки проводится с помощью специальных контрольных нормативов по годам обучения, которые представлены тестами, характеризующими уровень развития физических качеств. При планировании контрольных проверок по физической и специальной физической подготовке рекомендуется следующий порядок и последовательность выполнения упражнений:
контрольные упражнения проводятся в течение одного дня;
упражнения проводятся на скорость, на силу, на выносливость. 
В отдельных случаях порядок проверки может быть изменен. Особое внимание при контроле уделяется соблюдению одинаковых условий: время дня, учет времени приема пищи, предшествующая нагрузка, погода, разминка и т. д. Контрольные проверки желательно проводить в торжественной соревновательной обстановке. 
Врачебный контроль 
Врачебный контроль за юными спортсменами предусматривает: 
углубленное медицинское обследование (2 раза в год); 
медицинское обследование перед соревнованиями; 
врачебно-педагогические наблюдения в процессе тренировочных занятий; 
санитарно-гигиенический контроль за режимом дня, местами тренировок и соревнований, одеждой и обувью; 
контроль за выполнением юными спортсменами рекомендаций врача по состоянию здоровья, режиму тренировок и отдыха. 
Врачебный контроль предусматривает главное и принципиальное положение - допуск к тренировкам и соревнованиям здоровых детей.
CПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Примерные типовые программы для системы дополнительного образования детей: детско-юношеских спортивных школ, специализированных детско-юношеских школ олимпийского резерва. Рукопашный бой. Москва 2004. Изд. Советский спорт. 
2. А.А. Бирюков, К.А. Кафаров. Средства восстановления работоспособности спортсмена. Москва. Изд. «Физкультура и спорт». 
З. А.А. Деркач, А.А. Исаев. Педагогическое мастерство тренера. Москва. Изд. Физкультура и спорт». 
4. А.А. Кадочников. Рукопашный бой. Ростов-на-Дону. «Феликс». 
5. Пэт О'Лири, Аман Атилов. Школа современного бокса. Ростов-на-Дону. «Феникс».

 

 

footer links
footer links
footer links
footer links