ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ  ПРОГРАММА
«ВОЛЕЙБОЛ»
Физкультурно-спортивной направленности
Возраст обучающихся – 9-18 лет
Срок реализации – 9 лет
п. Никель
2015г.
Пояснительная записка.
Настоящая программа предназначена для подготовки волейболистов в спортивно-оздоровительных группах, группах начальной подготовки, учебно-тренировочных группах, которые организуются в ДЮСШ. 
Данная Программа составлена на основании примерной Программы спортивной подготовки для детско-юношеских школ, специализированных детско-юношеских школ олимпийского резерва (этапы: спортивно-оздоровительный, начальной подготовки, учебно-тренировочный).- М.: Советский спорт, 2007. 
Программа служит основным документом для эффективного построения многолетней подготовки резервов квалифицированных волейболистов и содействия успешному решению задач физического воспитания детей школьного возраста. 
В данной программе представлено содержание работы в ДЮСШ на трех этапах: 
спортивно-оздоровительном, 
начальной подготовки, 
учебно-тренировочном (Таблица 1). 
Нормативная часть программы определяет задачи деятельности спортивных школ, режим учебно-тренировочной работы, основные требования по физической, технической и спортивной подготовке, условия зачисления в спортивную школу и перевода занимающихся на последующие года обучения этапом многолетней подготовки(таблицы 2-6а). 
В методической части настоящей программы раскрываются характерные черты многолетней подготовки юных спортсменов как единого непрерывного процесса. Рекомендуемая преимущественная направленность тренировочного процесса по годам обучения определяется с учетом благоприятных фаз возрастного.развития физических качеств (таблица 7). Представлен учебный план по годам подготовки и лриводятся допустимые тренировочные нагрузки. Для каждого этапа многолетней подготовки приводятся основные тренировочные средства, основной материал по теоретической подготовке и воспитательной работе. 
Задачи программы:
Спортивно-оздоровительный этап: 
укрепления здоровья; 
улучшения физического развития; 
приобретения разносторонней физической подготовленности; 
привитие стойкого интереса к занятиям волейболом; 
воспитание черт спортивного характера; 
овладение основами техники игры в волейбол; 
приобретение навыков гигиены, самоконтроля. 
Этап начальной подготовки: 
укрепление здоровья; 
привитие стойкого интереса к занятиям волейболом;
приобретение разносторонней физической подготовленности на базе применения упражнений из различных видов спорта; 
овладение основами техники игры в волейбол;
формирование норм общественного поведения. 
Учебно-тренировочный этап: 
укрепление здоровья 
повышение разносторонней физической к функциональной подготовленности; 
углубленное изучение технических и тактических действий игры в волейбол; 
приобретение соревновательного опыта; - освоение допустимых тренировочных нагрузок при повышении функциональной подготовленности.
Возраст детей, участвующих в реализации данной дополнительной программы:
спортивно-оздоровительный этап - 9-18 лет; 
этап начальной подготовки - 9-11 лет; 
учебно-тренировочный этап - 12- 1З лет. 
Продолжительность реализации данной дополнительной программы: 
спортивно-оздоровительный - 1 год; 
этап начальной подготовки - 3 года; 
учебно-тренировочный этап - 5лет. 
Формы и режим занятий:
Основными формами учебно-тренировочных работы являются: групповые занятия, индивидуальные занятия, участия в соревнованиях различного уровня, теоретические занятия, занятия в условиях спортивно-оздоровительного лагеря, учебно-тренировочного сбора, медико-восстановительные мероприятия. Спортсмены старших возрастных групп должны привлекаться для судейства соревнований и проведения отдельных частей тренировочных занятий. 
Недельный режим учебно-тренировочной работы является максимальным и установлен в зависимости от периода и задач подготовки. Общегодовой объем учебно-тренировочного работы, предусмотренный указанными режимами начиная с учебно-тренировочного этапа подготовки, может быть сокращен не более чем на 25о/о. Для групп начальной подготовки продолжительность академического часа может быть сокращена и составлять 30-40 минут. Продолжительность одного занятия не должна превышать: 
в спортивно-оздоровительныx группах и группах начальной подготовки 2-х часов; 
в учебно-тренировочных группах 3-х часов; 
в учебно-тренировочных группах пятого года обучения, где нагрузка составляет 20 часов в неделю, 4-х часов; при двухразовых тренировках в день - 2-х часов. 
Ожидаемые результаты и способы определения их результативности
Основными критериями оценки занимающихся на спортивно-оздоровительном этапе являются регулярность посещения занятий, положительная динамика развития физических качеств занимающихся, уровень освоения теоретических знаний и умений по основам физической культуры и спорта, гигиены и самоконтроля, отсутствие медицинских противопоказаний для занятий. 
Основными критериями оценки занимающихся на подготовительном этапе являются регулярность посещения занятий, выполнение контрольных нормативов по общей и специальной физической подготовленности, освоение объемов тренировочных нагрузок в соответствии с программными требованиями, освоение теоретического раздела программы, отсутствие медицинских противопоказаний для занятий. Зачисление в учебно-тренировочные группы производится по результатам контрольных испытаний. 
Критерием оценки занимающихся на учебно-тренировочном этапе являются состояние здоровья, уровень общей и специальной физической подготовленности, спортивно-технические показатели, освоение объемов тренировочных нагрузок в соответствии с программными требованиями, освоение теоретического раздела программы. 
Основной формой подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы и ее эффективность на каждом этапе подготовки являются выполнение контрольных нормативов, свойственных данному этапу обучения, а также участие в соревнованиях и показанный результат.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Учебно-тематический план  программы содержит основные требования по возрасту, численному составу занимающихся, объему учебно-тренировочной работы, по технико-тактической. физической и спортивной подготовке ( таблицы 1 -7). 
Спортивно-оздоровительный этап (СО). Это форма работы охватывает всех желающих, основная задача - укрепление здоровья, физического развития и подготовленности, воспитание личностных качеств, освоение и совершенствование жизненно важных двигательных навыков, основ спортивной техники в процессе регулярных многолетних физкультурно-спортивных занятий. 
Этап начальной подготовки (НП). На этапе начальной подготовки зачисляются учащиеся общеобразовательных школ желающие заниматься волейболом и имеющие разрешение врача-педиатра. На этапе начальной подготовки осуществляется физкультурно-оздоровительная и воспитательная работа, направленная на разностороннюю физическую подготовку и овладения основами техники волейбола, выполнение контрольных нормативов для зачисления на учебно-тренировочный этап подготовки. 
Учебно-тренировочный этап (УТ). Этап формируется на конкурсной основе из здоровых или практически здоровых учащихся, прошедших необходимую подготовку одного года и выполнивших приемные нормативы по общей физической и специальной подготовке. Перевод по годам обучения на этом этапе осуществляется при условии выполнения учащимися контрольно-переводных нормативов по обшей физической и специальной подготовке.
Таблица 1.
Численный состав занимающихся, максимальный объем учебно-тренировочной работы и требования по технико-тактической, физической и спортивной подготовке.
Таблица 2.
Учебный план на 39 календарных недель учебно-тренировочной и соревновательной деятельности ( в часах).
Таблица 3.
Контрольные нормативы для зачисления на учебно-тренировочный этап
Таблица 4.
Контрольно-переводные нормативы по физической подготовке по годам обучения (юноши).
Таблица 5.
Контрольно-переводные нормативы по физической подготовке по годам обучения (девушки).
 
Таблица 6.
Контрольно-переводные нормативы по технико-тактической подготовке, по спортивному результату (девушки, юноши).
 
Таблица 6а
Контрольно-переводные испытания по технической подготовке для спортивно-оздоровительного этапа (юноши, девушки 9-17 лет).
Таблица 7.
Показатели соревновательной нагрузки в годичном цикле 
Таблица 8.
Примерные сенситивные (благоприятные) периоды развития 
двигательных качеств.
СОДЕРЖАНИЕ ИЗУЧАЕМОГО КУРСА
Программа составлена из расчета, что ведущая тенденция многолетней тренировки «обучающая» и конечная цель многолетнего процесса - это подготовка высококвалифицированных волейболистов, а не узконаправленная ежегодная подготовка юных спортсменов к очередным соревнованиям. Этот принцип положен в основу как программирования процесса подготовки, так и нормативных требований. 
Программа содержит материал планирования процесса многолетней подготовки волейболистов, дифференцированный по годам обучения; материал по основным компонентам многолетней подготовки: физической (общей и специальной), технической , тактической , интегральной, теоретической, психологической; по системе оценки уровня подготовленности юных волейболистов на основе конкретных количественных показателей по видам подготовки на всех этапах многолетнего тренировочного процесса (табл. 1-7). 
При определении тренировочных и соревновательных нагрузок, осуществлении развития физических качеств спортсменов, обучение их техники и тактике необходимо учитывать периоды полового созревания и сенситивные фазы развития того или иного физического качества (табл. 8).
Краткое содержание программы 
Врачебно-педагогический контроль:
оперативный контроль; 
этапный контроль.
Теоретическая подготовка: 
вводное занятие, правила поведения на занятиях, техника безопасности; 
физическая культура и спорт в России;
сведения о строении и функциях организма человека; 
влияние физических нагрузок на организм человека; 
гигиена, врачебный контроль, самоконтроль; 
нагрузка и отдых;
спортивные соревнования; 
основы техники и тактики; 
основы методики обучения;
планирование и контроль; 
места занятий, оборудование и инвентарь; 
правила игры волейбол.
Психологическая подготовка: 
Общая психологическая подготовка: 
воспитание личности спортсмена и формирование спортивного коллектива; 
развитие процессов восприятия;
развитие внимания; 
развитие тактического мышления, памяти, представления и воображения; 
развитие способности управлять эмоциями; 
воспитание волевых качеств. 
Психологическая подготовка к конкретным соревнованиям: 
осознание игроками задач на предстоящую игру; 
изучение конкретных условий предстоящих соревнований; 
изучение сильных и слабых сторон соперников и подготовка к действиям с учетом этих особенностей; 
осознание и оценка своих возможностей в настоящий момент;
преодоление отрицательных эмоций, вызванных предстоящей игрой; 
формирование твердой умеренности в своих силах и возможностей в Предстоящей игре.
Физическая подготовка:
Общая физическая подготовка: 
гимнастические упражнения; 
акробатические упражнении; 
легкоатлетические упражнения;
спортивные и подвижные игры. 
Специальная физическая подготовка:
разновидности бега;
подвижные игры; 
упражнения с отягощениями;
прыжки.
Техническая подготовка: 
перемещения и стойки;
передачи; 
приемы мяча; 
подачи; 
нападающие удары; 
блокирование.
Тактическая подготовка:
индивидуальные действии в защите и нападении; 
групповые действия в защите и нападении;
командные действия в нападении и защите. 
Интегральная подготовка:
чередование упражнений для развития физических качеств; 
чередование упражнений для развития скоростно-силовых качеств;
чередование изученных технических приемов и их способов в различных сочетаниях;
подготовительные игр к волейболу;
учебные игры. 
Восстановительные средства и мероприятия: 
текущее восстановление;
срочное восстановление; 
отставленное восстановление; 
основные средства: психолого-педагогические, медико-гигиенические, психологические. 
Инструкторская и судейская практика: 
освоение терминологии принятой в волейболе; 
судейство на учебных играх; 
составление комплексов упражнений. 
МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ
Спортивная школа организует работу с обучающимися в течение всего календарного года. В каникулярное время спортивная школа может открыть в установленном порядке спортивные или спортивно-оздоровительные лагеря с круглосуточным или дневным пребыванием, проводите, учебно-тренировочные сборы. В таких условиях объемы недельной нагрузки могут быть увеличены. Это увеличение не должно превышать 50°/о от базовых недельных величин учебного плана. В спортивные лагеря отправляются лучшие спортсмены, выполнившие контрольно-переводные нормативы и показавшие лучшие результаты в спортивном сезоне. Для остальных учащихся устанавливаются каникулы продолжительностью 4-8 недель, во время которых спортивная форма поддерживается по рекомендации тренера. 
Учебный гол начинается 1 сентября и заканчивается в июне. Спортсмены проводят в летнем спортивно-оздоровительном лагере 6 недель либо самостоятельно по заданию тренера поддерживают свою спортивную форму (переходный период или активный отдых). Годовой объем работы по годам обучения определяется из расчета недельного режима работы для данной группы на 39 недель и 6 недель работы по индивидуальных планам учащихся в период их активного отдыха. 
Расписание учебно-тренировочных занятий составляется администрацией спортивной школы по представлению тренера-преподавателя в целях установления более благоприятного режима тренировок, отдыха занимающихся, обучения их в общеобразовательных и других учреждениях. 
Штатное расписание спортивной школы определяется самостоятельно в зависимости от цели и задач, финансовых возможностей, с учетом квалификации работников, определяемой на основе тарифно-квалификационных характеристик, утвержденных для работников физической культуры и спорта. 
Учебный курс включает теоретический и практические занятия. Каждое тренировочное занятие разделено на 4 части: 
организационная: 
вводная; 
основная; 
заключительная. 
Организационная часть включает подготовку инвентаря, построение. Вводная включает разминку, в том числе обще-развивающие упражнения, бег и подвижные игры. В основную часть входят изучение техники и тактики волейбола, развитие и совершенствование необходимых физических качеств. Заключительная часть включает восстанавливающие упражнения и разбор тренировочного занятия. Большая часть времени отводится на основную часть. В основной части тренировочного занятия применяются различные средства обучения. В заключительной части занятия выполняются дыхательные упражнения, упражнения на расслабление. В течении года тренировки проводятся следующим образом . 
Организуя тренировочный процесс необходимо помнить о том, что: 
двигательные действия должны соответствовать полу, возрасту и физической подготовленности каждого занимающегося 
должны учитываться величина нагрузки, интервалы отдыха, интенсивность выполнения упражнения; 
должен быть обеспечен медицинский контроль; 
должны быть соблюдены санитарно-гигиенические требования к помещению для занятий и к личной гигиены спортсменов. 
Лучшим методом обучения является квалифицированный показ и объяснение. При обучении нужно использовать наглядные пособия и технические средства обучения. Для анализа технической подготовки обучающихся нужно применять имеющиеся в ДЮСШ видеокамеру и DVD проигрыватель с видеоизображением. На занятиях с младшими подростками целесообразно применение игрового метода. Помимо игровых заданий, подвижных игр, в тренировочных занятиях используются элементы спортивных игр на уменьшенных площадках по упрощенным правилам. Большое значение в тренировочном процессе имеет равномерный метод тренировок в восстанавливающем, поддерживающем и развивающем режиме. Для совершенствовании скоростной выносливости чаще всего применяется повторный метод. Этим методом выполняются скоростно-силовые упражнения. 
Особое внимание в тренировочном процессе обращается на проявлении у детей самостоятельности, решительности, целеустремленности, способности мобилизоваться в ходе соревнований, проявлять активность и упорство в спортивной борьбе. Учитывается также спортивное трудолюбие занимающихся их заинтересованность в тренировках. Для воспитания чувства патриотизма и любви к Отечеству обязательно использовать групповые просмотры российских спортсменов на этапах Кубка мира и олимпийских игр с обязательным анализом технического и тактического мастерства.
Список литературы
1. Примерные программы спортивной подготовки для детско-юношеских спортивных школ, специализированных детско-юношеских школ олимпийского резерва. Волейбол. Москва: Советский спорт. 2007. 
2. Волейбол. Учебник для институтов физической культуры. А.Г.Айриянц. М.,  «Физкультура и спорт», 1976 
З. А.Г.Фурманов. Подготовка волейболистов.- Минск: МЕТ, 2007. 
4. Железняк Ю.Д. Формирование двигательных навыков у юных волейболистов.-М.,1962.